Первый позитивизм. Кто является основоположником позитивизма? Позитивизм как философское учение

Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - направление философии, сутью которого яв-ляется стремление поставить философию на твердую научную основу, освободить от ненаучных черт и сделать в качестве опоры только достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), осво-бодиться от любой оценочной роли, руководствоваться в иссле-дованиях именно научным арсеналом средств (как и любая дру-гая наука) и опираться на научный метод.

Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е - 40-е гг. XIX столетия. Позитивизм прошел большую эволюцию и является широко распро-страненным и популярным в современную эпоху.

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

Основная идея неопозитивизма заключается в том, что философия должна зани-маться логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, является главным средством, через которое человек позитив-но (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближа-ется с герменевтикой).

Основной принцип неопозитивизма - это принцип верификации, т.е. сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать, т.е. подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) верификации не подлежат, а следовательно, эти пробле-мы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного науч-ного разрешения. Поэтому они должны быть исключены из философии. Таким образом, еще одной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) ставилось освобождение философии от метафи-зических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Постпозитивизм.

Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая половина - конец XX в.).

В рамках постпозитивизма условно можно выделить два основных направле-ния (естественно, обнаруживающих между собой общность):

1) фаллибилистское (Карл Поппер (1902 - 1994), Имре Лакатос (1922 - 1974) и др.);

2) релятивистское (Томас Кун (1922 - 1996), Пол Фейерабенд (1924 - 1994) и др.)

Крупный английский философ, социолог, логик Карл Поппер (1902 - 1994) свою философскую концепцию критического рационализма разрабатывал путем преодоления логического позитивизма.

Его идеи стали исходными для постпозитивизма. К их числу относятся:

1. Проблема демаркации - понятие из философской кон-цепции К. Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.

2. Принцип фальсификации - принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от «метафизики», не-науки, как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом.

Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, от-носимого к науке. По мысли философа, научная теория не мо-жет согласовываться со всеми без исключения фактами. Необ-ходимо исключить факты, не согласующиеся с ней. Причем чем большее количество фактов опровергает теория, тем более она соответствует критерию достоверного научного знания. Принцип фальсификации Поппера выгодно отличается от нео-позитивистского принципа верификации, поскольку позволяет анализировать релятивное знание - знание, находящееся в стадии становления.

3. Принцип фаллибилизма - принцип концепции Поппе-ра, утверждающий, что любое научное знание носит лишь ги-потетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.

4. Теория «трех миров» - теория философской концепции К. Поппера, утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира объективного знания, который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.

Таким образом, постпозитивизм отходит от приоритетности логического ис-следования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма в целом - исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:как возникает новая теория, как она добивается признания, каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих, возможно ли понимание между сторонниками альтернатив-ных теорий и т.п.

Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания. По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимоза-висимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизи-ческие, ненаучные) проблемы из философии. Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов (прежде всего Томаса Куна), наука развивается не строго линейно, а скач-кообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция на-правлена к росту и совершенствованию научного знания.

Родоначальником позитивизма является ученик французского социалиста утописта Сен-Симона Огюст Конт (1798-1857). Главной целью всей системы контовского позитивизма было теоретическое обоснования нового "порядка", который должен был прийти на смену "беспорядку", порожденному Великой французской революцией 1789г. Философия истории Конта, выраженная в его шеститомном труде "Курс позитивной философии", идеалистична. Миром, по его мнению, правят идеи, прогресс общества есть прежде всего умственный прогресс, и умственное развитие не только всегда идет впереди социального, но и обусловливает его. Поэтому для преобразования общества, нравов, необходимо преобразовать мнения. Обоснование всей философской системы Конта дано в его учении о трех стадиях развития человеческого мышления и познания: 1) "теологической", 2) "метафизической" и 3) "позитивной". На первой стадии круг знаний, которым располагают люди, ограничен, в мышлении господствует воображение. На второй стадии первым началом признается уже не бог, а природа, или некая абстрактная сущность. Высшая, и последняя, стадия развития познания и общества вообще - "позитивная", или научная, стадия, для которой характерны отказ от теологии и метафизики и переустройство общественной жизни на основе положительного знания. Это знание доставляется не только естественными науками, но и наукой об обществе - "социологией". Цель позитивной науки - выявление порядка и законов природы и общества. Первый период в развитии позитивизма (2я половина XIX в) связан также с именами Герберта Спенсера, Джона Милля, Ипполита Тэна и др. Второй период (конец XIX - начало вв.) - с именами Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса. Третья стадия - неопозитивизм ("логический позитивизм", "логический эмпиризм") представлен Бертраном Расселом, Л. Витгенштейном и др. Человеком, который оказал самое существенное влияние на аналитическое движение, был Людвиг Витгенштейн, который в начале двадцатых годов опубликовал свой “Логико-философский трактат”. В молодости он находился под влиянием Рассела, своего учителя; его же работа, в свою очередь, оказала влияние на позитивистских философов Венского кружка. Им была кратко выражена цель аналитической философии: Философия имеет целью логическое очищение мыслей. Философия - не доктрина, а деятельность. Философская работа состоит, по существу, в разъяснении. Философия выливается не в “философские выводы ”, а скорее в очищение выводов. Без философии мысли как были, так и остаются туманными и неопределенными: поэтому ее задача - сделать их ясными и придать им четкие очертания. Позитивизм стал главным корнем современного философского анализа. Французские позитивисты девятнадцатого века, возглавляемые Огюстом Контом, придерживались позиции, согласно которой знание должно основываться на чувственном восприятии и исследованиях объективной науки. Позитивизм, таким образом, ограничивал знание утверждением наблюдаемых фактов и своих взаимоотношений, и отклонял метафизический взгляд на мир и взгляд, содержащий элементы, которые не могли быть проверены эмпирически. Это негативное отношение к любой реальности, лежащей вне человеческих чувств, оказало влияние на многие современные направления мысли, включая прагматизм, бихевиоризм, научный натурализм и аналитическое движение. Позитивизм стал общим наименованием для группы ученых двадцатого века, известных как Венский кружок. Эта группа состояла, главным образом, из математиков и символических логиков, которые интересовались философией. Венский кружок рассматривал философию как логику науки, и их учение стало известно как логический позитивизм. Позитивисты всех мастей полагают, что люди могут достичь нейтралитета в своих исследованиях. Как отмечалось выше, они провозгласили также принцип строгой эмпирической верификации. Существенная слабость в их позиции привела позже к такому усердному рвению к верификации, что они стали отклонять любое непроверенное предположение. Со временем это воплотилось в умаление позитивизма, поскольку некоторые фундаментальные положения науки сами по себе были непроверенными тем способом верификации, который предлагали позитивисты.

Позитивизм (от лат. «positivus» – положительный) – философское направление, оформившееся в 30-х годах XIX столетия и существующая до наших дней. Термин “позитивизм” введен основателем этого направления, французским философом Огюстом Контом.

Позитивизм в процессе своей эволюции прошел четыре основных этапа:

1.) Первый или начальный этап (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Джон Стюарт Милль);

2.) Эмпириокритицизм или махизм (Эрнст Мах, Рихард Авенариус);

3.) Неопозитивизм или логический позитивизм (Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Ганс Рейхенбах);

4.) Постпозитивизм (Карл Поппер, Имре Лакатос, Томас Кун, Пол Фейерабенд, Стивен Тулмин).

С развитием в первой половине 19 века математики, физики, химии, возникает микробиология. Знание, соединенное с практикой, представляется всемогущим. Доверие к философии – “царице наук” - сменилось скептическим к ней отношением. Несмотря на различные формы позитивизма, разное время и место их формирования, все три этапа имеют общие особенности. Претензии традиционной философии с его поиском “начал и причин” признается неосновательным.

Изучению поддается только мир явлений. Философия как метафизика должна быть упразднена, либо она станет наукой в качестве обобщающих научных знаний. Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного, “положительного” знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности.

В качестве знания воспринимали только такие его формы, которые давали возможность использовать их в прямом практическом взаимодействии людей с реальной действительностью. Именно этим и было обусловлено стремление позитивистов придать научным знаниям вид «непосредственно данного», «практически полезного».

Первый или начальный этап

Основателем "первого позитивизма" был французский мыслитель Огюст Конт . Главное произведение Конта "Курс позитивной философии" в шести томах издавалось в 1830-1846 г.г., а впоследствии несколько раз переиздавалось. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии.

Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

"Закон трех стадий" , согласно Конту, прежде всего, определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.

Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

Вторая стадия , которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия , по Конту, - позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками.

На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.

Так как в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным.

Сам Конт говорит так: "Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, - в замене слова «почему» словом «как»".

Феноменализм - философский принцип, согласно которому в сознании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью. Вся концепция научного познания Конта тяготеет к феноменализму, потому что познание, по Конту, не идет далее того, что чувственно воспринимается.

Итак, научное знание, по Конту, имеет преимущественно описательный характер.

В отношении гносеологической функции науки необходимо отметить, что описание, по Конту, составляет важную функцию науки, но не главную. Объяснению как функции науки Конт придает минимальное значение. Главную функцию науки Конт видит в предвидении".

Таким образом, - говорит он, - истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти, согласно общему положению о неизменности естественных законов".

Именно в предвидении будущего Конт усматривает и социальную функцию науки, особенно, поскольку она изучает общественные явления.

Конт формулирует энциклопедический закон , выражающийся в классификации наук.

Конт отвергает бэконовский принцип классификации в зависимости от различных познавательных способностей человека (рассудок, память, воображение). Он выдвигает куда более плодотворную идею, согласно которой все эти способности применяются одновременно и во всех науках. Он предлагает принцип разделения наук в зависимости от их предмета, от характера их содержания.

Если опустить детали, то основная классификация, предлагаемая Контом, будет выглядеть так:

1. Математика.

2. Астрономия.

3. Физика.

5. Физиология.

6. Социальная физика (социология).

7. Мораль.

Образцом науки для позитивизма является естествознание.

Методы и приемы естествознания позитивизм переносит на общественные и гуманитарные науки, специфика которых никак не учитывается. Эта особенность составила специфическую ограниченность позитивистского метода, которая вызвала в дальнейшем резкую критику со стороны неокантианцев и философов жизни.

Конт стремится построить " позитивную " науку об обществе - социологию (сам этот термин - его удачное изобретение), которая была чем-то вроде "социальной физики".

Социология Конта представлена в трех разделах:

1. Учение об условиях существования общества,

2. Учение об изменении социальных систем,

3. Программа социального действия.

Первый раздел своей социологии, которую Конт хочет видеть чем-то вроде "социальной физики", он называет "социальной статикой". В нем он рассматривает основные, по Конту, социальные институты (семью, государство, церковь). Базовой ячейкой общества Конт считает семью, которая представляет собой своеобразную " субстанцию " социума.

Учение об изменении социальных систем Конт называет "социальной динамикой ".

Представление об общественном прогрессе является ведущим в "социальной динамике" Конта. Развитие и здесь совершается по "закону трех стадий". Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм.

Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Начало 19 века - постепенное рождение " промышленной " ("позитивной") стадии - результат распространения идей альтруизма, социальности, "позитивной" философии.

Третий раздел своей социологии Конт называет "социальной политикой". Основной ее тезис - это превращение "позитивной философии" в религию всего человечества.

Представления Конта далеки от того, чтобы быть простым описанием фактов. Они не являются "позитивным знанием" в смысле обобщенного описания наблюдательных данных.

Видным представителем "первого позитивизма" был Джон Стюарт Милль . Из его работ наиболее значительна и известна "Система логики". Милль рассматривал логику как ветвь психологии и давал законам логики психологическое обоснование.

Дедуктивный вывод, по мнению Милля, не может давать никакого нового знания. Источником нового знания и общих предложений, по Миллю, является индуктивное рассуждение, и только оно одно.

В политической философии Милль прославился своей защитой буржуазного индивидуализма и либерализма, прежде всего представительного правления. Его очерк "О свободе" в англоязычных странах считается классическим и переиздается до сих пор.

Завершителем первой формы позитивизма был Герберт Спенсер .

Для учения Спенсера и для того нового, что он внес в философию XIX века, характерно соединение основных принципов позитивизма со всесторонне проведенной идеей эволюции. Эволюция, согласно Спенсеру, является тем абсолютно всеобщим элементом опыта, который дает возможность понять любые явления.

Эмпириокритицизм или махизм

"Вторым позитивизмом" называется философское учение, воспринявшее ряд основных идей Конта, Милля и Спенсера, но создавшее на их основе другой вариант позитивистской философии. Основателем второго позитивизма был Эрнст Мах - австрийский физик и философ. К взглядам Эрнста Маха близки идеи Рихарда Авенариуса, выраженные, однако, в другой форме.

Второй позитивизм сохранил установку первого позитивизма - тезис о том, что действительным знанием является содержание положительных наук. Более того, второй позитивизм попытался усилить этот тезис, поставив задачу отработки методов отбора того материала позитивных наук, который должен по праву относиться к их содержанию, критериев, способных отсеять то, что включено в состав опытного знания, так сказать, по недосмотру.

Важнейшим составным элементом философии эмпириокритицизма является программа "очищения опыта", в которой нашла специфическое выражение общая антиметафизическая направленность позитивизма.

При этом "опыт" эмпириокритики трактует, исходя из неразрывной связи субъекта с объектом. Авенариус так говорит о "принципиальной координации" субъекта и объекта: "Я" и "среда" являются не только оба первоначально находимыми в одном и том же смысле, но и всегда - оба первоначально находимыми вместе".

Для эмпириокритицизма характерно утверждение о "принципиальной координации" субъекта и объекта - не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта. По Авенариусу, мир дан нам только в "принципиальной координации", действительной или только возможной, т.е. как опыт.

Анализируя опыт, эмпириокритики вводят понятия "элементов опыта", т.е. его составных частей. "Элементы опыта", согласно эмпириокритикам, можно характеризовать и как объективное, и как субъективное в зависимости от того, в каком отношении их рассматривать. Этот принцип "нейтральности элементов опыта" составляет важный компонент эмпириокритицизма.

Мах усиливает этот принцип, провозгласив "элементы опыта" "элементами мира". "Метафизическому" и потому неправомерному, как считает Мах, разделению элементов на физические и психические соответствует "функциональное различие" их в отношении к комплексу элементов, составляющих человеческое тело, т.е., поясняет он, все зависит от направления исследования.

Важным препятствием на пути "очищения опыта" Авенариус считает "вкладывание" чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида.

Авенариус вводит понятие интроекции для обозначения недопустимого, с его точки зрения, вкладывания чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида, а равно чего бы то ни было идеального в познающее мышление субъекта. Выступая против интроекции, Авенариус отмечает, что "путем интроекции естественное единство эмпирически данного мира распалось... на внешний и внутренний мир, на объект и субъект".

Одним из важных аспектов "очищения опыта" у Авенариуса был "принцип наименьшей меры силы". Мах развил его в принцип, легший в основу второго позитивизма - принцип экономии мышления. В этом принципе Маха соединяются биологизм (познание как биологически экономное приспособление к среде), позитивизм (познание как экономное "чистое описание" явлений) и субъективизм (критерий экономии в познании определяется субъектом, предшествуя всякому опыту).

Рассматривая экономное мышление как "чистое описание", Мах выступил с позиций радикального философского эмпиризма, не признавая за теоретическими понятиями никакой иной роли, кроме роли знака для совокупности чувственных данных. Тем самым "наивный" эмпиризм первого позитивизма трансформировался в "методологический", "радикальный" эмпиризм второго позитивизма, стал "философией чистого опыта".

Неопозитивизм

Третья историческая форма позитивизма - неопозитивизм. Он сложился в 20-х годах 20 века почти одновременно в Австрии, Англии и Польше. Неопозитивизм в своем развитии прошел несколько фаз, имел различные формы.

Логический позитивизм - исторически первая форма неопозитивизма (все остальные его разновидности могут рассматриваться в каком-то смысле как продукты эволюции логического позитивизма).

Основы логического позитивизма были заложены в трудах двух известных философов и логиков Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна.

Бертран Рассел - английский философ, логик, математик, который считал, что к любой философской проблеме необходимо подходить с позиций ее анализа средствами математической логики. Он написал предисловие к книге Л. Витгенштейна "Логико-философский трактат", в котором автор во многом развивал его идеи.

Людвиг Витгенштейн - австрийский философ и логик, автор книги " Логико-философский трактат " (1921 г.), которая с предисловием Рассела (1922 г.) оказала значительное влияние на группу философов, разработавших основы логического позитивизма - так называемый Венский кружок.

В Венском кружке логиков, философов, математиков и социологов, который возник в 1923 г. в Венском университете, сложился и развивался логический позитивизм.

Мориц Шлик - австрийский философ и физик - был основателем Венского кружка.

Рудольф Карнап - наиболее видный, наряду со Шликом, деятель Венского кружка неопозитивистов, впоследствии построивший определенную систему вероятностной логики.

Проблемам вероятностной логики много внимания уделял также немецкий философ и логик Ганс Рейхенбах , входивший в своего рода Берлинский филиал Венского кружка. Он считал, что проблема вероятностей " составляет ядро любой теории познания".

Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. "Логика есть сущность философии" - писал Рассел. Философия,- утверждал Карнап,- это "логика науки".

Все суждения, которые когда-либо высказывались людьми, логические позитивисты делят на два взаимоисключающих класса :

1. Осмысленные высказывания, т.е. те, которые могут быть выражены в логически совершенном языке,

2. Бессмысленные высказывания, в которых нарушаются правила логики.

Традиционно философские, "метафизические" высказывания логические позитивисты квалифицируют как бессмысленные. Осмысленные высказывания они делят на:

1. Аналитические, которые тавтологичны по своей природе и не несут содержательной информации,

2. Синтетические.

Высказывания логики и математики логические позитивисты относят к классу аналитических, тавтологичных по своей природе. К синтетическим высказываниям по этой классификации относятся все положения опытных наук.

Вопрос об истинности высказываний в этой концепции может решаться двумя способами:

1. Путем логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам,

2. Через непосредственное или опосредованное (определенными логическими преобразованиями) сопоставление их с данными чувственного опыта.

Вопрос об истинности аналитических высказываний должен решаться путем логического анализа их языковой формы без обращения к каким-либо фактам. А вопрос об истинности синтетических высказываний, в соответствии с концепцией неопозитивистов, должен решаться через непосредственное или опосредованное сопоставление их с данными чувственного опыта.

Через процедуру верификации, в соответствии с логическим позитивизмом, должен решаться вопрос об истинности синтетических высказываний.

Верификация высказывания (проверка его истинности) заключается в получении конечного числа высказываний, фиксирующих данные наблюдений (множества так называемых протокольных предложений), из которых логически следует данное высказывание.

Сведение всех осмысленных положений опытных наук к классу синтетических высказываний содержит в себе два допущения:

1. Существует некий базисный уровень знания, множество так называемых протокольных предложений,

2. Отношения между научными понятиями исчерпываются связями формально-логического характера.

Эти два допущения вместе с верификационным критерием раскрывают содержание понятия "синтетическое высказывание" и в то же время дают общее представление о неопозитивистском понимании природы научного знания.

А теперь вспомните основателей позитивизма и подумайте над тем, где корни неопозитивистского сведения всех положений опытных наук к классу синтетических высказываний.

Сведение неопозитивистами всех положений науки к классу синтетических суждений - это определенная конкретизация закона Конта - закона подчинения воображения наблюдению. Но если у Конта смысл этой формулы весьма неопределенен, то у неопозитивистов она означает, что позитивным знанием о мире является знание, выраженное в высказываниях, содержание которых сводимо к содержанию протоколов наблюдения.

Итак, прежняя философия, "метафизика", объявляется неопозитивистами бессмыслицей.

Философия, по неопозитивизму, есть не теория, а деятельность. Содержание этой деятельности нашло отражение в том, как стал называться неопозитивизм с 40-х годов 20 века - философия анализа.

Предметом этой философии является деятельность по анализу понятий и положений конкретных наук с целью прояснения их смысла. Задача философа - с помощью определенной логической техники совершить переход от высказываний конкретных наук к предложениям, которые могут быть сопоставлены с чувственными данными.

Таким образом, философия по неопозитивизму - только аналитическая деятельность по отысканию смысла понятий и предложений конкретных наук.

Формальная логика, по неопозитизизму, является методом позитивной философии.

При этом, по мнению логических позитивистов, позитивная философия должна анализировать только результаты познания - понятия и предложения конкретных наук. По их мнению, процесс познания подлежит рассмотрению только в психологии, а соединение воедино аспектов знания и познания не имеет смысла.

В 20-30-х годах неопозитивисты опирались на редукционистскую модель научного знания, в соответствии с которой все теоретические положения конкретных наук полностью редуцируемы (сводимы) к протокольным, т.е. к эмпирическому базису. Эта редукция и считалась в то время главной задачей анализа науки.

Однако впоследствии неопозитивистами была выдвинута гипотетико-дедуктивная модель научного знания, по которой :

1. Научные обобщения - по сути гипотезы, их выдвижение - психологический процесс,

2. Процесс выбора, принятия теории происходит чисто логически путем сравнения с фактами.

Гипотетико-дедуктивная модель научного знания была выдвинута неопозитивистами на смену редукционистской модели. Эта модель использовалась и постпозитивистами в их концепциях научного познания.

В 50-60-х годах его господствующей формой стало направление, которое задачу философа-аналитика видит не в логическом анализе языка науки (как логические позитивисты), а в детальном анализе естественного разговорного языка - лингвистическая философия.

Лингвистическая философия , или философия лингвистического анализа, является течением неопозитивизма, которое приобрело вес особенно с ослаблением влияния логического позитивизма. Иначе это течение называется философией обыденного языка, поскольку предметом его анализа является современный повседневный язык.

Логический позитивизм претендует на то, что он является философией науки, и, безусловно, представляет линию сциентизма в философии.

Лингвистические позитивисты выступают против какого-либо культа научного знания, отстаивают "естественное" отношение к миру, выраженное в обыденном языке, и в определенной мере представляют линию антисциентизма в философии.

Постпозитивизм

Основными понятиями концепции научного знания, развитой Карлом Поппером , являются следующие:

1.) Проблема демаркации;

2.) Принцип фальсификации;

3.) Принцип фаллибилизма;

4.) Теория "трех миров".

Проблема демаркации - понятие из философской концепции Поппера, где эта проблема рассматривается как одна из основных задач философии, заключающаяся в отделении научного знания от ненаучного. Методом демаркации, по Попперу, является принцип фальсификации.

Принцип фальсификации - принцип, предложенный Поппером в качестве демаркации науки от "метафизики", ненауки как альтернатива принципу верификации, выдвинутому неопозитивизмом. Этот принцип требует принципиальной опровержимости (фальсифицируемости) любого утверждения, относимого к науке.

Принцип фаллибилизма - принцип концепции Поппера, утверждающий, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их решительных опровержений.

Теория "Трех миров" - теория философской концепции Поппера, утверждающая существование первого мира - мира объектов, второго мира - мира субъектов и третьего мира - мира объективного знания , который порожден первым и вторым мирами, но существует независимо от них. Анализ роста и развития знания в этом независимом третьем мире и есть, по Попперу, предмет философии науки.

Концепцию Имре Лакатоса можно охарактеризовать с помощью следующих основных понятий:

1.) Научно-исследовательская программа;

2.) "Жесткое ядро" исследовательской программы;

3.) "Защитный пояс" гипотез;

4.) Гипотеза «ad hoc»;

5.) Положительная и негативная эвристики.

Научно-исследовательская программа - центральное понятие разработанной Лакатосом универсальной логико-нормативной реконструкции развития науки, которая получила название методологии научно-исследовательских программ. Методология Лакатоса рассматривает рост "зрелой" (развитой) науки как смену ряда связанных исследовательских программ. Важными структурными элементами исследовательской программы являются ее "жесткое ядро" и "защитный пояс" гипотез.

"Жесткое ядро" исследовательской программы - в методологии научно-исследовательских программ Лакатоса - структурный элемент программы, включающий ее условно неопровергаемые фундаментальные допущения.

"Защитный пояс" гипотез - в методологии научно-исследовательских программ Лакатоса - структурный элемент программы, состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность "жесткого ядра" программы от опровержений. По Лакатосу, "защитный пояс" гипотез может быть частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами.

Гипотеза «ad hoc» - в методологии научно-исследовательских программ Лакатоса - гипотеза из "защитного пояса", относящаяся лишь к данному случаю, т.е. охраняющая "жесткое ядро" программы от определенного контрпримера.

Положительная и негативная эвристики - понятия методологии научно-исследовательских программ Лакатоса, обуславливающей смену программ нормативными правилами, предписывающими, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования ("положительная эвристика"), а каких путей следует избегать.

Согласно Лакатосу, в развитии исследовательской программы можно выделить две основные стадии - прогрессивную и вырожденную. На прогрессивной стадии "положительная эвристика" активно стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическое и теоретическое содержание. Однако в дальнейшем развитие исследовательской программы резко замедляется, ее "положительная эвристика" теряет эвристическую мощь, в результате чего возрастает число ad hoc гипотез.

Для концепции Томаса Куна , в основном разработанной им в книге "Структура научных революций", характерны следующие основные понятия:

1.) Парадигма;

2.) Дисциплинарная матрица;

3.) Нормальная наука;

4.) Задачи-головоломки;

5.) Несоизмеримость парадигм.

Парадигма - основное понятие концепции исторической динамики научного знания Куна, которое раскрывает основу формирования и функционирования научных сообществ, конкурентная борьба между которыми и составляет историю науки. Этой основой является принятие членами научного сообщества определенной модели научной деятельности - совокупности теоретических стандартов, методологических норм, ценностных критериев, мировоззренческих установок - которые и называются парадигмой.

Дисциплинарная матрица - понятие концепции Куна, в основном тождественное понятию парадигмы.

Нормальная наука - понятие концепции Куна, означающее период господства некоторой парадигмы. Этот период заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением "аномалий" (проблем, неразрешимых в ее рамках). Наступает кризис, или революционный период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разрешается победой одной из них, что знаменует начало нового "нормального" периода, и весь процесс повторяется заново.

Задачи-головоломки - понятие концепции Куна, введенное для характеристики периода "нормальной науки", когда в рамках определенной парадигмы происходит постепенное кумуляционное развитие научного знания путем решения таких задач.

Несоизмеримость парадигм - тезис концепции Куна, утверждающий, что невозможно установление каких-либо логических отношений между сменяющими друг друга теориями. Этот тезис связан с утверждением того, что не существует фактов, независимых от парадигмы, и, следовательно, не существует теоретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, ученые, овладевая содержанием парадигмы, учатся "видеть мир" сквозь ее призму.

Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в осмысленный опыт. С этим связано отрицание Куном преемственности в эволюции науки: знание, накопленное предыдущей парадигмой, отбрасывается после ее крушения, а научные сообщества просто вытесняют друг друга.

Концепцию Пола Фейерабенда , названной им "эпистемологическим анархизмом", можно кратко охарактеризовать с помощью следующих понятий:

1.) Принцип пролиферации теорий;

2.) Плюрализм в методологии науки;

3.) Анархизм в методологии науки.

Принцип пролиферации (размножения) теорий - принцип методологической концепции Фейерабенда, утверждающий, что ученые должны стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Этот принцип был выдвинут Фейерабендом на основе разработанного Поппером и Лакатосом положения о том, что при столкновении научной теории с некоторым фактом для ее опровержения необходима еще одна теория (придающая факту значение опровергающего свидетельства).

Создание альтернативных теорий, по Фейерабенду, способствует их взаимной критике и ускоряет развитие науки. Принцип пролиферации призван обосновывать у Фейерабенда плюрализм в методологии научного познания.

Плюрализм в методологии науки - положение, характерное для методологической концепции Фейерабенда, которое он обосновывает с помощью принципа пролиферации теорий, утверждающего для ученого необходимость стремиться создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Соединение у Фейерабенда плюрализма с тезисом о несоизмеримости теорий в итоге порождает анархизм.

Анархизм в методологии науки - положение методологической концепции Фейерабенда, утверждающее, что каждый ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику. К анархизму в концепции Фейерабенда ведет соединение плюрализма, обосновываемого с помощью принципа пролиферации теорий, с тезисом о несоизмеримости теорий.

По Фейерабенду, деятельность ученого не подчинена никаким рациональным нормам, поэтому развитие науки иррационально, и наука ничем не отличается от мифа и религии, представляя собой одну из форм идеологии. Поэтому следует освободить общество от "диктата науки", отделить науку от государства и предоставить науке, мифу, магии, религии одинаковые права в общественной жизни.

Концепцию Стивена Тулмина кратко характеризуют следующие понятия:

1.) Стандарты рациональности и понимания;

2.) Матрица понимания;

3.) Концептуальные популяции.

Стандарты рациональности и понимания - в концепции Тулмина выступает как основное понятие его эпистемологии, развиваемой как теория исторического формирования и функционирования "стандартов рациональности и понимания, лежащих в основе научных теорий".

По Тулмину, ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. Рациональность научного знания, по Тулмину, есть соответствие принятым стандартам понимания. Стандарты рациональности меняются с изменением научных теорий непрерывного процесса отбора концептуальных новшеств.

Матрица понимания - понятие из концепции Тулмина, который сформулировал взгляд на эпистемологию как теорию исторического формирования и функционирования стандартов рациональности и понимания.

По Тулмину, ученый считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. То, что не укладывается в "матрицу понимания", считается аномалией, устранение которой (т.е. улучшение понимания) выступает как стимул эволюции науки.

К онцептуальные популяции - понятие из концепции Тулмина, которое рассматривает содержание теорий не как логическую системы высказываний, а как своеобразную популяцию понятий. Согласно Тулмину, основные черты эволюции науки сходны с дарвиновской схемой биологической эволюции. Содержание концептуальных популяций (аналог биологических видов) подвержено изменению, что влечет за собой изменение методов и целей научной деятельности; возникновение концептуальных новшеств балансируется процессом критического отбора (аналог биологической мутации и селекции).

Этот двойственный процесс приводит к заметному изменению лишь при определенных условиях (аналог выживания или вымирания видов в борьбе за существование); сохраняются те концептуальные варианты, которые лучше адаптируются к требованиям интеллектуальной среды.

18. Позитивистская философия, основные принципы и эта­пы ее исторической эволюции. Характер взаимоотношения по­зитивизма с религиозной философией и с метафизическим ма­териализмом.

Позитивизм философское течение, которое ставит в центр рассмотрения науку и научную методологию и за философскую основу всего берет опыт (преимущественно в научном понимании этого слова - эксперимент).

Как самостоятельное течение позитивизм сформировался в 30-е годы XIXв. и за более чем вековую историю эволюционировал в направлении все более четкого выявления присущей ему с самого начала тенденции к субъективному идеализму . Субъективный идеализм – одна из основных разновидностей идеализма (сознание, мышление, духовное первично, а материя, природа, вторичны), в отличие от объективного идеализма отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении науки и философии. Главная цель и назначение философии – разработка методов научного знания. Основные тезисы позитивизма:

1) все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения.

2) философия, как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Позитивизм в определенном смысле существует до сих пор, пережил определенную эволюцию – размышление над тем, что такое опыт, можно ли его считать критерием истины. Можно выделить 4 стадии позитивизма:

1) Классический позитивизм (Конт, Спенсер)

2) Эмпириокритицизм, или махизм (Мах, Авенариус)

3) Неопозитивизм, или логический позитивизм (Мур, Рассел)

4) Постпозитивизм (Поппер, Кун)

1) Классический позитивизм (2-я половина XIX в.)

Основатель идеи позитивизма – О. Конт. Позитивная философия связана с философией французского просвещения XVIII в. Следуя просветителям, позитивисты высказывали убеждение в способности наук к бесконечному развитию и в неограниченности предметной области, в которой применимы научные методы мышления. Конт создал следующую классификацию наук: Математика – астрономия – физика – химия – биология – социология. Психологию Конт разделяет на биологию и социологию; каждая из этих наук предполагает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт ввел термин «социология», благодаря ему социология была впервые разработана в специальную систему.

Контом был разработан закон трех последовательных стадий человеческого мышления, который можно распространить как индивидуальное человеческое развитие, так и на историю науки в целом. Можно выделить 3 стадии: теологическая (до 1300г.), метафизическая (до 1800г.) и позитивная. На первой, теологической стадии, человек пытается объяснить окружающий мир, исходя из неких божественных сущностей, вторая – метафизическая – заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами и соответствует абстрактному мышлению (умозрительное знание - натурфилософия). На позитивной стадии человек исследует мир опираясь на опыт и логические выводы из него. Для этой стадии характерно объединение теории и практики, человек благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые являются постоянными, формирует законы. Девиз позитивной науки: «Знать, чтобы предвидеть, чтобы избегать». Основной метод науки – феноменологический (описательное обобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем попытке обобщить. Закон подчинения воображения наблюдению: всю информацию мы получаем из наблюдения, т.е. должны строиться такие теоретические конструкции, которые, хоть не сейчас, а потом, должны экспериментально подтверждаться.

Эти три стадии – детство, отрочество и зрелость человеческого ума. Все науки должны быть переведены на позитивную стадию, так как только тогда они станут науками в полном смысле этого слова. Философию позитивисты наукой не признавали, т.к. у нее нет собственной предметной области, нет надежных опытных данных, нет критериев истины, не видно ее воздействия на решение практических задач. Наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии, а должна опираться сама на себя. Однако для адекватного познания действительности не достаточно отдельных частных дисциплин, так как существует объективная потребность в раскрытии связи между отдельными науками, в сознании их систем – цель новой философии по Конту. Таким образом, философия сводится к общим выводам из естественных и общественных наук. Не такова традиционная философская «метафизика», проблемы которой не только не могут быть решены научным путем, но не могут быть ранее поставлены, если следовать по пути конкретно-научного обобщения. Научная философия не имеет дела с «метафизическими» проблемами и поэтому отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики», к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей, должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формируя законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как». Таким образом, Конт принципиально противопоставляет формулировку законов и выявлению причинных зависимостей. Первое он считает неотъемлемой частью науки, второе – пережитком «метафизики».

Характерные черты позитивизма:

1) Нам известно только то, что сообщают нам науки, научные знания являются единственно адекватными.

2) Любая проблема может быть решена, будучи переведена на позитивную стадию. Серьезным достижением в этой области является разработка Контом основ новой науки – социологии.

3) Любая наука может достигнуть успеха, только будучи переведена, на позитивную стадию. Серьезным достижением в этой области является разработка Контом основ новой науки – социологии.

4) методы различных наук могут неограниченно трансплантироваться (переносится) из одной в другую. В качестве примера такой трансплантации другой идеолог позитивизма – Г. Спенсер – разработал концепцию социал-дарвинизма. Дарвин поднял биологию на позитивную стадию другой науки – социологии. Он распространил Дарвиновскую терминологию на общество, показав, что в нем, также существует естественный отбор, и борьба за выживание, приспособление человека к окружающей среде.

5) Вера в бесконечный прогресс науки и безграничные возможности человеческого познания.

6) Своего рода «обожествление» опыта, окружающей действительности (природа).

В последнее десятилетие XIX в. классический позитивизм переживает кризис, вызванный следующими обстоятельствами:

1) Прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех «…..» обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное и неоспоримое приобретение науки. Противоречия с новыми открытиями в физике и биологии, объяснимые только с позиции диалектического материализма.

2) Коренная логика понятий в физике и интенсивное развитие психологических исследований вынудили философию обратится к изучению эмпирических и логических основ науки, то есть тех самых «предельных» вопросов знания, от исследования которых всячески отстранялся Конт и его последователи.

3) Оказалось невозможным включить проблемы ценностей, которые вводили позитивисты, в сферу научного исследования и при этом сохранить позитивистский критерий научности.

Все эти обстоятельства снова поставили вопрос о месте философии в системе наук и отвергли тот ответ на него, который давали представители классического позитивизма.

2) В результате попыток отказаться от Контовско-спенсеровской ориентации и вместе с тем сохранить позитивистскую направленность – резкое размежевание областей науки и философской «метафизики» возникает эмпириокритицизм , или махизм философское учение, в котором за первооснову берется опыт и которое стремится ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки естественного понятия о мире. Цель – описание позитивного, опытного знания. Махисты считали, что задача философии состоит не в построении «синтетической» системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания. Таким образом, эмпириокритицизм отличается от классического позитивизма не только пониманием характера конкретных проблем, но и определением самого предмета философии. Однако последователи как Спенсера, так и Маха стремились лишить науку мировоззренческого значения и доказать чуждость науке всей традиционной философской проблематики.

3) Неопозитивизм (начиная с 20-х гг. XX в. До настоящего времени). Неопозитивисты исходили из предпосылки, что предметом философии не может быть и теория познания, так как ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу «метафизических» проблем. По их мнению философия вообще не имеет собственного предмета исследования, так как она не является содержательной наукой о какой-то реальности. Главные задачи: Формализация науки (переопределение ее через логику) и разработка максимально простого и понятного научного языка. Истина - совпадение высказывания с непосредственным опытом человека. Неопозитивисты хотели очистить науку от бессмысленных предложений, то есть тех предложений, которые не верифицируемы (его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связанного логического доказательства)

4) Постпозитивизм. В отличие от неопозитивистов, которые основное внимание обращали на анализ структуры научного знания, постпозитивисты главной проблемой философии науки сделали понимание механизмом развить знания. Поппер считал теорию научной, если она фальсифицируема (она доступна опровержению с помощью опыта). «С помощью опыта можно подтвердить только ложность теории, а не ее истинность» (Поппер). Опыт изначально проводится за или против какой-либо теории (он теоретически нагружен). Тогда может ли он быть критерием истины? В отличие от неопозитивистов, которые четко разделяли наука и не наука, например, философию (либо физика), постпозитивисты отказывались видеть жесткую границу между философией и наукой, т.к. философские положения осмыслены и неустранимы из научного знания. Таким образом постпозитивизм связан с частичным преодолением позитивистской проблематики, поэтому рядом исследователей он не относится собственно к позитивизму.

Позитиви;зм (фр. positivisme, от лат. positivus - положительный) - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм - основной тезис: все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук.
Содержание [убрать]
1 Основные положения позитивизма
2 Этапы развития позитивизма
3 Стадии истории человечества с позиции позитивизма
4 Идея эволюции с позиции позитивизма
5 Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
[править]Основные положения позитивизма

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа».
Основная цель позитивизма - получение объективного знания.
Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).
Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука - сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще - неявно) определенные «метафизические» предпосылки.
[править]Этапы развития позитивизма

Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:
Первый (классический) позитивизм. Основатель - Огюст Конт. Представители: Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер.
Эмпириокритицизм. Представители: Эрнст Мах, Рихард Авенариус.
Неопозитивизм или логический позитивизм. Представители: Готлоб Фреге, Бертран Рассел, Людвиг Виттгенштейн, Венский кружок, Львовско-Варшавская школа и др.
Постпозитивизм. Представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.
Основоположником позитивизма является французский философ Огюст Конт (1830-е гг.). В программной книге «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.
[править]Стадии истории человечества с позиции позитивизма

Теологическая - люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие Бога, которому предписывают первопричины явлений и которого облекают в человекоподобный образ. Сама теологическая стадия распадается на три ступени.
Фетишизм вызван тем, что фантазия человека ещё слишком слаба, чтобы выйти за пределы явлений, поэтому человек поклоняется фетишам - вещам, наделённым человеческим статусом.
Политеизм - люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.
Монотеизм характеризуется тем, что первопричины структурируются, среди них выделяются главные и второстепенные, пока, наконец, не открывается главная первопричина - Единый Бог. Эта ступень получает имя монотеизма.
Метафизическая - люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии, пусть даже она и выражена в строгой логической форме.
Позитивная - единственной формой знания становится научное знание. Человечество становится достаточно взрослым, чтобы мужественно признать относительность (релятивность) нашего познания. В этом аспекте позитивизм преодолевает характерный для Научной Революции эпохи барокко оптимизм. Второй важной чертой научного знания является эмпиризм - строгое подчинение воображения наблюдению. Здесь Конт повторяет идею Бэкона о том, что фундаментом знания должен стать проверенный опыт. Учёные должны искать не сущность явлений, а их отношение, выражаемое с помощью законов - постоянных отношений, существующих между фактами. Ещё одной чертой научного знания является прагматизм. Учёные перестают быть эрудитами и энциклопедистами. Одним словом, знание становится позитивным: полезным, точным, достоверным и утвердительным.
[править]Идея эволюции с позиции позитивизма

Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743-1794) о прогрессе - поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарльз Дарвин (1809-1882), другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер (1820-1903). Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция - это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам - к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма - многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда - многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так идеалисты и мистики.
[править]Взаимосвязь позитивизма с другими философскими течениями

Основной внешний конфликт позитивизма - борьба с метафизикой, которая манипулирует терминами, которым ничего не соответствовало в реальности, например, энтелехия, эфир и т. п. Поиск научного метода преследовал цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Позитивисты считали надежным знание, которое должно опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, по их мнению, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения должны использоваться особые «протокольные предложения», Мориц Шлик писал: «первоначально под „протокольными предложениями“ понимались - как это видно из самого наименования - те предложения, которые выражают факты абсолютно просто, без какого-либо их переделывания, изменения или добавления к ним чего-либо ещё, - факты, поиском которых занимается всякая наука и которые предшествуют всякому познанию и всякому суждению о мире. Бессмысленно говорить о недостоверных фактах. Только утверждения, только наше знание могут быть недостоверными. Поэтому если нам удается выразить факты в „протокольных предложениях“, без какого-либо искажения, то они станут, наверное, абсолютно несомненными отправными точками знания».
[править]См. также

Философия науки
Органицизм
[править]Примечания

; Карнап Р., Хан Х., Нейрат О. Научное миропонимание - венский кружок // Логос, 2005, № 2 (47). - С. 20.
; Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. - М.: Гардарики, 2007, с. 15
; Лебедев С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) - М.: Академический проект, 2008, с. 88
; Шлик М. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избр. тексты. - М., 1993. - С. 34.
[править]Литература

Михаленко Ю. П. Философия Давида Юма - теоретическая основа английского позитивизма XX века. - М., 1962.
Шкуринов П. С. Позитивизм в России XIX века. - М., 1980. - 416 с.
Русский позитивизм. / В. В. Лесевич, П. С. Юшкевич, А. А. Богданов. Составитель, автор предисловия, обзорной статьи и указателей С. С. Гусев. - СПб., 1995. - 362 с.

УчебНикиф:
1.8. ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

На этом мы закончим обсуждение тех проблем и трудностей, с которыми столкнулась методологическая концепция логического позитивизма. Приведенные примеры по-видимому дают представление о ее специфических чертах: чрезвычайной узости и жесткости норма и стандартов, стремлении к абсолютной достоверности или хотя бы твердой эмпирической обоснованности научного знания, широком использовании довольно бедных логических средств и почти полном забвении вопросов, относящихся к развитию знания. Все внимание логических позитивистов было сосредоточено на анализе структуры научного знания, на решении проблем, встающих при установлении логических связей между различными частями научной теории и всей теории с ее эмпирическим базисом. Крайняя неисторичность этой концепции выразилась в попытках навязать науке абсолютные и универсальные критерии демаркации и осмысленности, резко отделить эмпирическое знание от теоретического, раз и навсегда задать универсальный идеал строения научных теорий. В течение многих лет концепция логического позитивизма была господствующей в философии науки. Следы этого господства ощущаются и поныне. Обсуждаются проблемы, поставленные в рамках этой концепции, уточняются, исправляются или критикуются решения этих проблем. Даже те философы и ученые, которые отвергают логический позитивизм и его методологию, вынуждены сравнивать свою работу с тем, что и как было сделано логическим позитивизмом. И каждый философ науки должен определить свое отношение к этой методологической концепции.

Конечно, сейчас практически уже нет философов, которые принимали бы гносеологические предпосылки Венского кружка. Эти предпосылки давно отброшены и, несомненно, должна быть отброшена та часть методологической концепции логического позитивизма, которая непосредственно с ними связана. Однако эта концепция включала в себя и второй существенный элемент - логику и метод логического анализа. Должны ли мы отбросить и изгнать из методологических построений также и этот метод? Некоторые философы науки, отвергая логический позитивизм, отбрасывают его целиком - вместе с его гносеологией и логикой, подчеркивая бесплодность метода логического анализа и методологическую тривиальность его результатов. Такое отношение к методу логического анализа психологически вполне понятно, ибо логические позитивисты абсолютизировали этот метод, объявили его единственным научным методом философствования и в течение долгих лет навязывали его философии науки, дискредитируя и изгоняя все, что не укладывалось в его рамки. Однако если подобное отношение к методу логического анализа понятно, оно, по-видимому, все же не вполне оправдано.

В чем существо логического анализа как одного из методов философско-методологического исследования? Приступая к обсуждению той или иной методологической проблемы, руководствуются определенным представлением о содержании этой проблемы и о путях ее решения. В некоторых случаях может оказаться полезным перевести проблему в плоскость языка и выразить наше представление с помощью средств символической логики. Например, вопрос о соотношении теории и факта можно поставить как вопрос о соотношении теоретического языка и протокольного предложения. Выражение проблемы в формальном языке придает ей точность и определенную ясность, что иногда способно облегчить поиск решения. При этом часто оказывается, что формальное выражение проблемы не вполне адекватно ее содержательному пониманию. Тогда пытаются улучшить это выражение и сделать его более адекватным. Основы метода логического анализа были заложены в трудах Г. Фреге и Б. Рассела, т. е. задолго до возникновения логического позитивизма. Большой вклад в его разработку внес А. Тарский - выдающийся польский математик и логик. Поэтому было бы неверно считать, что использование метода логического анализа неизбежно связано с принятием философии или методологии логического позитивизма. Более того, хотя логические позитивисты широко использовали метод логического анализа (настолько широко, что именно в этом часто усматривают специфику методологической концепции логического позитивизма), они в силу своих гносеологических установок не смогли воспользоваться им в полной мере, так как ограничили базис этого метода средствами экстенсиональной логики.

Если устранить это ограничение, то метод логического анализа может оказаться полезен на различных этапах методологического исследования: для бале четкой постановки проблем, для выявления скрытых допущении тон или ином точки зрения, для уточнения и сопоставления конкурирующих решений, для более строгого и систематичного изложения концепций и т. д. Следует лишь помнить об ограниченности этого метода и опасностях, связанных с его применением. Точность выражений, к которым приводит метод логического анализа, часто сопровождается обеднением содержания. Простота и ясность формального выражения некоторой проблемы иногда может порождать иллюзию решения там, где еще требуется дальнейшее исследование и дискуссия. Трудности формального представления и заботы о его адекватности могут увести нас от обсуждения собственно методологической проблемы и заставить заниматься техническими вопросами, как и случилось со многими методологическими проблемами логического позитивизма. Если же помнить об этом и рассматривать формальное выражение методологической проблемы не как конечный результат, а как основу для более глубокого философского анализа, как некоторый промежуточный этап в ходе методологического исследования, то такие формальные выражения иногда могут оказаться полезными.

Методологическая концепция логического позитивизма начала разрушаться почти сразу же после своего возникновения - не вследствие внешней критики, а благодаря своей внутренней порочности. Попытки устранить эти пороки, преодолеть трудности, обусловленные чрезмерно жесткими гносеологическими установками, поглощали все внимание логических позитивистов, и последние, в сущности, так и не дошли до реальной науки. Методологические конструкции логического позитивизма никогда не рассматривались как отображение реальных научных теорий и познавательных процедур. В них скорее видели идеал, к которому должна стремиться наука. В последующем развитии по мере ослабления жестких методологических стандартов, норм и разграничительных линий происходит постепенный поворот философии науки от логики к истории науки. Методологические концепции начинают сравнивать не с логическими системами, а с реальными историческими процессами развития знания, поэтому на их формирование начинает оказывать влияние история науки. Соответственно изменяется и методологическая проблематика. Анализ языка и статичных структур отходит на второй план.

На первое место выходят проблемы, встающие в связи с попытками понять развитие научного знания, определить факторы, влияющие на это развитие, установить конкретные механизма перехода от одних теорий к другим. Все эти вопросы, которые ранее не привлекали к себе внимания, с начала 60-х годов стали ареной ожесточенных споров.

Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. - М.: Академический Проект, 2004. - 320 с. (Серия «Gaudeamus»)

ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ (соотношения философии и науки)
- концепция, возникшая в 30-х гг. XIX в. (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль) и получившая впоследствии широкое распространение в философии и среди ученых. Она состоит в утверждении приоритета частно-научного познания по сравнению с традиционной философией. Последняя уничижительно объявляется позитивистами псевдознанием, мимикрией под науку, спекулятивным, умозрительным теоретизированием, не имеющим для современной науки не только никакого позитивного значения, а скорее - отрицательное, так как философский дискурс способен только «заразить» науку вирусом псевдознания. Согласно позитивистам, чтобы исследовать научным способом природу, общество, познание и человека, философия должна использовать для познания этих предметов научный метод, то есть наблюдение, обобщение и математическую формулировку своих законов. Пока этого нет - не существует и научной философии. «Наука - сама себе философия» (О. Конт), «Физика, берегись метафизики!» (И. Ньютон) - вот формулы позитивистского решения вопроса о соотношении философии и науки. Однако все многочисленные попытки позитивистов построить научную философию или философию как одну из конкретных наук, отличающуюся от других только ее специфическим предметом (научная система мира - Г. Спенсер, методология науки - Дж. Ст. Милль, психология научной деятельности - Э. Мах, логико-математический анализ языка науки - М. Шлик, R. Рассел, Р. Карнап, теория развития научного знания - К. Поппер и др., лингвистический анализ языка пауки), закончились провалом. Наука принципиально не свободна от определенных философских допущений «метафизического» характера, что обусловлено целостностью функционирования человеческого сознания и внутренней взаимосвязью всех его когнитивных структур. (См. эмпириокритицизм, неоиндуктивизм, постпозитивизм).

Философия позитивизма и основные этапы её развития

Позитивизм (лат. positivus - положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.

Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.

Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.

Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения - махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта - ощущений.

В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма - неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.

Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия - это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus - истинный; facere - делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа-другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.

Четвертая форма позитивизма - постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации- разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.