Ученые узнали, как выглядит бог в представлении современных христиан. Как выглядит бог-создатель Кто эта бох как он выглядит

Кто есть Бог-Отец, до сих пор является темой дискуссий богословов всего мира. Его считают Творцом мира и человека, Абсолютом и одновременно – триединым в Святой Троице. Эти догматы вместе с пониманием сути Вселенной заслуживают более детального внимания и анализа.

Бог Отец - кто он?

О существовании единого Бога-Отца люди знали задолго до Христова Рождества, примером тому – индийские «Упанишады», которые были созданы за полторы тысячи лет до н. э. Там говорится, что вначале не было ничего, кроме Великого Брахмана. Народы Африки упоминают об Олоруне, превратившем водный Хаос в небо и землю, а на 5 день создавшем людей. Во многих древних культурах имеется образ «высший разум - Бог Отец», но в христианстве есть главное отличие – Бог – триедин. Чтобы вложить это понятие в умы поклонявшихся языческим божествам, появилось триединство: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.

Бог-Отец в христианстве – это первейшая ипостась , Его почитают, как Творца мира и человека. Богословы Греции называли Бога-Отца основой целостности Троицы, который познается через Своего Сына. Намного позже философы назвали Его первоначальным определением высшей идеи, Бог-Отец Абсолют – первооснова мира и начало сущего. Среди имен Бога-Отца:

  1. Саваоф – Господь Воинств, упоминается в Ветхом Завете и в псалмах.
  2. Яхве. Описывается в истории о Моисее.

Как выглядит Бог-Отец?

Как выглядит Бог, Отец Иисуса? Ответа на этот вопрос нет до сих пор. В Библии упоминается, что Бог говорил с людьми в виде горящего куста и столба огня, а увидеть Его воочию не может никто и никогда. Посылает вместо себя ангелов, потому что не может человек узреть Его и остаться в живых. Философы и теологи уверены: Бог-Отец существует вне времени, потому меняться не может.

Поскольку Бог-Отец никогда не показывался людям, Стоглавый собор в 1551 году наложил запрет на Его изображения. Единственным допустимым каноном стал образ Андрея Рублева «Троица». Но сегодня есть и «Бог-Отец» икона, созданная гораздо позже, где Господь изображен, как седой Старец. Ее можно увидеть во многих храмах: на самом верху иконостаса и на куполах.

Как появился Бог-Отец?

Еще один вопрос, на который тоже нет внятного ответа: «Откуда появился Бог Отец?» Вариант был один: Бог существовал всегда, как Творец Вселенной. Поэтому теологи и философы дают два объяснения такой позиции:

  1. Бог не мог появиться, потому что тогда не существовало понятия времени. Он его создал, вместе с пространством.
  2. Чтобы понять, откуда появился Бог, нужно мыслить за пределами Вселенной, вне времени и пространства. Человек на такое пока не способен.

Бог-Отец в православии

В Ветхом Завете нет обращения к Богу от людей «Отец», и не из-за того, что не слышали о Пресвятой Троице. Просто положение в отношении к Господу был другим, после согрешения Адама людей изгнали из рая, и они перешли в стан Божьих врагов. Бог-Отец в Ветхом Завете описывается, как грозная сила, наказывающая людей за непослушание. В Новом Завете Он уже – Отец всем, кто в Него верует. Единство двух текстов в том, что в обоих для спасения человечества говорит и совершает деяния один и тот же Бог.

Бог-Отец и Господь Иисус Христос

С появлением Нового Завета, Бог-Отец в христианстве упоминается уже в примирении с людьми через Сына Своего Иисуса Христа. Во этом Завете говорится, что Сын Божий был предвестником усыновления людей Господом. И теперь верующие получают благословение не от первой ипостаси Пресвятой Троицы, а от Бога-Отца, поскольку грехи человечества искупил на кресте Христос. В священных книгах написано, что Бог - Отец Иисуса Христа, который во время крещения Иисуса в водах Иордана явился в виде и повелел людям слушаться Своего Сына.

Пытаясь разъяснить суть веры в Пресвятую Троицу, теологи излагают такие постулаты:

  1. Все три Лица Бога имеют одинаковое Божеское достоинство, на равных. Так как Бог в Своем существе – един, то и свойства Божии присущи всем трем ипостасям.
  2. Различие только в том, что Бог-Отец ни от кого не исходит, а Сын Господа родился от Бога-Отца превечно, Дух Святой исходит от Бога-Отца.

В общем, люди делятся на тех, кто верит в существование Высших сил и на тех, кто нет. Еще с древности существовала вера в разных богов. Даже в современном мире каждая религия называет и представляет Высшие силы по-своему. Человечество испокон веков интересовало, как выглядит , ведь достаточно сложно обращаться к кому-то не имея определенного образа. В принципе описания, предлагаемые разными источниками, похожи, а иногда и идентичны.

Как выглядит настоящий Бог?

В Библии описано, что Бог создал человека по своему образу и подобию, исходя из этого можно примерно обрисовать его внешний вид. Поскольку, с того света никто не возвращался и при жизни его не видели, вся информация является лишь предположением. В разных религиях есть свой образ, но никто не может сказать, сколько богов на самом деле или это может просто разные имена одного. Есть мнение, что это всего лишь энергия, которую многие называют Всевышним. Стоит сказать об образах, приходящих людям, к примеру, во сне. Исходя из описаний, Бог представляет собой мужчину с бородой, одетого в белые одеяния.

Почему же никто не может увидеть Бога? Для ответа на этот вопрос стоит обратиться к писаниям пророка Моисея. В разговоре с ним Всевышний сказал, что ни один живой человек не может увидеть его и остаться в живых. Бог является источником огромной силы и , которую не может выдержать ни единое живое существо.

Как выглядит Бог Зевс?

В Древней Греции это был главный Бог. Согласно различным рисункам и описаниям Зевс похож на человека крупного телосложения с большой седой бородой. Изображают его со щитом и двойным топором. В некоторых случаях в руках у Зевса находится молния. В древности люди верили, что когда на улице гром и молния, значит, Зевс чем-то недоволен. Люди наделяли его способностью разделять добро и зло, а еще он научил их, что такое стыд и совесть. В общем, Зевс представлял собой карающую силу, нередко ассоциирующуюся с судьбой. Из-за того, что он восседал на Олимпе, в некоторых источниках его именуют Олимпийским.

Как выглядит Бог Гор?

Это божество Древнего Египта связывают с солнцем, поэтому нередко можно найти его в виде солнца с крыльями. В некоторых источниках Гора представляют в образе человека с соколиной головой. Практически всегда древнеегипетский Бог нарисован прямостоящим или на одном колене. Есть еще одно древнее изображение Гора в виде сокола, оно представляет собой стелу одного из фараонов. Изначально люди считали его богом охоты, который когтями впивается в пойманную добычу.

Как выглядит Бог Ра?

В мифологии Древнего Египта Ра является богом Солнца. Изображают его соколом или котом большого размера. Некоторые источники представляют Ра в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Люди считали Ра отцом богов. Практически на всех изображениях в руках у него необычный предмет – Анх. Он являлся самым важным иероглифом Египта и назывался ключом жизни. По поводу того, что именно означает этот предмет, споры между учеными продолжаются, и посей день.

Как выглядит Бог Яхве?

Это божество еврейского народа. Изначально Яхве изображали в виде льва, а через некоторое время – быка. Со временем этого Бога стали представлять в виде человека, но с некоторыми животными чертами. Люди верили в то, что Яхве не был вездесущим и обитал на горе Синай. По истечении времени появилось новое описание, согласно которому Яхве обитал в ковчеге.

Все существующие описания, это всего лишь представления, распространенные образы, но никак не факт. Каждый человек вправе иметь собственное мнение по поводу того, как именно выглядит Бог, ведь это лишь вера.

Культура

И верующие, и атеисты постоянно ждут чётких доказательств, которые подтвердят или опровергнут существование Бога.

Ниже представлен список теорий и исследований, проведённых учёными из разных областей, которые работали для того, чтобы доказать существование Бога, Рая и Ада.

Они приводят реальные факты или всё же домысливают многие вещи? Решать вам!

1. Учёный, который "вырыл" дорогу в ад в Сибири и записал крики проклятых душ (1989 год)

Что было на самом деле:

Советский Союз просверлил в земле глубокое отверстие - Кольская сверхглубокая скважина (12 262 метра). Находится скважина на Кольском полуострове. После ее завершения были обнаружены довольно интересные геологические аномалии, но как оказалось, в них не было ничего необычного и тем более сверхъестественного.

Что говорит легенда:

Согласно легенде, в 1989 году группа российских учёных, которая работала под руководством доктора Азакова, просверлила отверстие почти на 15 километров глубину в безымянном месте в Сибири, когда наткнулась на бездонную полость.

Заинтригованные неожиданной находкой, они опустили в дыру теплостойкий микрофон вместе с другим сенсорным оборудованием. Как утверждают эксперты, им удалось записать, а затем услышать истерзанные крики отчаявшихся людей.

Вторым сюрпризом стала невероятно высокая температура, обнаруженная ими в центре Земли (более 1000 градусов по Цельсию). В итоге они пришли к выводу, что открыли дорогу в ад.

Вскоре история была подхвачена многочисленными американскими и европейскими СМИ, а звуковые файлы предполагаемых страдальцев заполонили весь интернет . Сразу же Trinity Broadcasting Network (TNB) начали обсуждать звуковую дорожку на всех своих евангельских каналах, говоря о том, что это является окончательным свидетельством того, что ад существует.

Норвежский учитель Эйдж Рендален (Age Rendalen) слышал историю TNB во время визита в США. Испытывая жуткое отвращение к массовому легковерию , он решил "сгустить краски" сказки, рассказываемой каналами.

Рендален написал в сети, что он первоначально не верил в эту сказку, но по возвращению в Норвегию, он якобы прочёл "фактический" отчёт по данной истории . Согласно Рендалену, хорошо было слышно на записи не только голоса проклятых душ, но также из дыры вылетали призраки летучих мышей, оставляя за собой неизгладимый след на российском небе.

Чтобы увековечить свою выдумку, Рендален намеренно неправильно перевёл обычную норвежскую статью о местном сооружении и предоставил её, а также английский "перевод" TNB.

Рендален включил в статью свои реальные данные, номер телефона и адрес, а также оставил контактную информацию одного знакомого пастора, который согласился подыграть ему в случае, если кому-то захочется проверить и позвонить, чтобы расспросить обо всём лично.

К сожалению, TNB опубликовала историю без контактной информации Рендалена и калифорнийского пастора, а саму выдуманную историю "Добро пожаловать в ад и мистификацию" стали крутить по радио, телевидении и публиковать во всех газетах.

На самом деле реальность такова, что советские учёные, по сути, просверлили отверстие, глубиной почти 15 км в сверхглубокой Кольской скважине, расположенной не в Сибири, а на Кольском полуострове, который граничит с Норвегией и Финляндией.

После завершения работ на скважине были обнаружены некоторые интересные геологические аномалии, но они не свидетельствовали о каких-либо сверхъестественных встречах. Температура на глубине достигала 180 градусов по Цельсию, поэтому дальнейшее бурение было остановлено в связи с дороговизной процедуры .

Как позже выяснилось, используемая запись с якобы голосами истерзанных душ, была всего лишь ремиксом части саундтрека к фильму 1972 года "Кровь Барона" с добавлением эффектов.

Самое интересное то, что сегодня вы можете купить копию "звуков ада" за 12,99 долларов.

Существует ли Бог?

2) Невролог, который утверждал, что Рай существует после того, как неделю провёл в коме (2008 год)

В 2008 году Эбен Александр III (Eben Alexander III) перенёс очень серьёзную недельную кому, которая была вызвана инфекцией менингита . Сканирование мозга показало, что вся кора, окружающая мозг в районе, отвечающем за сознание, мышление, память и понимание, не функционировала.

Врачи давали ему очень мало шансов, и сказали его семье, что даже если Эбен и выживет, то его мозг, вероятно, останется поврежденным до конца его жизни. Несмотря на все перенесённые трудности, Эбен проснулся спустя ровно неделю .

Находясь в глубокой коме, мозг был поражен настолько сильно, что работали лишь самые примитивные его районы. После пробуждения мужчина утверждал, что испытал нечто экстраординарное: он путешествовал на небеса .

В своей автобиографической книге "Доказательства существования рая: путешествие нейрохирурга в загробную жизнь" (Proof of Heaven: A Neurosurgeon"s Journey into the Afterlife) он рассказывает о том, как покинул свое тело и перенёс клиническую смерть .

Александр утверждает, что после смерти нас ожидает целая вечность совершенного блеска, в "комплекте" с ангелами, облаками умершими родственниками.

К 3 июля 2013 года книга пробыла в списке бестселлеров Нью-Йорк Таймс в течение 35 недель .

В широкомасштабном расследовании истории невролога Александра, основываясь на его медицинское образование, журнал Esquire сообщил в своём номере за август 2013 года, что до публикации книги, невролог был отстранён от врачебной деятельности из-за халатности, а также из-за принадлежности его к участию, по крайней мере, в двух процедурах по прикрытию медицинской ошибки.

Специалисты журнала также говорили о том, что нашли расхождения в книге Александра. Среди несоответствий, в частности, выделяется то, что Александр пишет будто "впал в кому в результате тяжёлой формы бактериального менингита, при этом мозговая деятельность была приостановлена".

Одновременно с этим, врач, который наблюдал его во время комы, утверждает, что кома была индуцирована медицинским способом, и пациент находился частично в сознании, однако, при этом, его сопровождали галлюцинации .

Книга Александра и рекламная кампания в её поддержку были раскритикованы учёными, в том числе и нейробиологом Сэмом Харрисом (Sam Harris), который назвал работу Александра "тревожно ненаучной" и подчеркнул, что представленных автором доказательств не только недостаточно, они также говорят о том, что автору мало что известно о работе мозга .

В ноябре 2012 года Александр ответил критикам, выпустив вторую статью, в которой он пересказывал слова врачей, которые делали ему все анализы мозга. "Не проводилось ничего такого, из-за чего любая из функций, в том числе зрение, слух, эмоции, память, язык или логика, могла быть повреждена".

Правда или ложь? Каждый решает для себя сам.

Доказательства существования Бога

3) Студент факультета химии, который продемонстрировал, что рай и ад существуют

Согласно городской легенде, следующая история началась с ответа, который был получен от студента Вашингтонского университета химии.

А вот и сам вопрос: Является ли ад экзотермическим местом (то есть отдаёт тепло) или эндотермическим (то есть поглощает тепло)?

Большинство студентов ответили на поставленный вопрос, используя закон Бойля (газ охлаждается при расширении и нагревается при сжатии).

Однако, один из студентов вот как подошёл к ответу:

Во-первых, мы должны понимать насколько масса Ада изменяется со временем . То есть мы должны иметь представление о том, с какой скоростью души движутся в Ад и с какой скорости они его покидают.

Я полагаю, что вполне резонно предположить, что если душа уже попала в Ад, то вряд ли она его покидает. Что касается того, сколько именно душ попадает в Ад, то здесь стоит посмотреть на различные религии, существующие сегодня в мире.

Большинство из них утверждает, что если вы не исповедуете именно эту, определённую религию, то вы, несомненно, попадёте в Ад. Поскольку религий на сегодняшний день существует очень много, можно с уверенностью утверждать, что все души попадают в Ад.

Учитывая уровень рождаемости и смертности во всём мире, можно предположить, что число душ, находящихся в Аду, растёт экспоненциально (то есть происходит увеличение величины прямо пропорционально значению самой величины).

Теперь мы смотрим на скорость изменения объёмов Ада, потому что закон Бойля утверждает, что для поддержания одинаковых температуры и давления в Аду, объём должен расширяться прямо пропорционально добавлению душ. При этом возможны два варианты развития событий.

1. Если Ад расширяется медленнее, чем растёт число пребывающих душ, то температура и давление там будут расти непропорционально, поэтому настанет день, когда Ад "развалится".

2. Если Ад увеличивается в размерах со скоростью, превышающей объём поступающих душ, то температура и давление упадут, и Ад замёрзнет.

Так где же истина?

Если принимать во внимание постулат, который я услышал от своей коллеги Терезы на первом курсе ("Ад замёрзнет, если я пересплю с тобой"), а также учесть, что прошлую ночь я провёл именно с ней, то из предложенных мною пунктов второй является истиной.

Таким образом, я уверен, что ад уже замёрз .

Следствием этой теории является тот факт, что, так как Ад уже замёрз, значит больше души туда не попадают, а, следовательно, остаётся только Рай, что и доказывает существование божественного существа. Это объясняет, почему вчера вечером Тереза очень долго кричала: "О, мой Бог!"

По понятным причинам студент получил высшую оценку.

4) Профессор медицины, который утверждал, что нашёл скульптуру Бога (1725 год)

В 1725 году профессор Адам Берингер (Adam Beringer), декан факультета медицины в университете Вюрцбурга, нашёл в районе немецкой горы Эйбельштадт (Eibelstadt) множество высеченных в известняке фигурок ящериц, лягушек, пауков, птиц с лицом рыб, солнца и звёзд .

Некоторые из них были подписаны, к примеру, еврейское имя Бога на латыни, арабском и иврите. Эти высеченные в камне фигуры, по его мнению, были созданы самим Богом, когда он экспериментировал с видами жизни, планируя мироздание.

Берингер также наряду с главным своим объяснением предположил несколько возможных других интерпретаций, среди которых фигурировала и версия об отпечатках умерших животных (ископаемых). Однако, большинство из них всё же, по мнению профессора, были "капризными измышлениями Бога".

Он также рассматривал версию, что эти рисунки принадлежали доисторическим язычникам, но правильнее было бы исключить этот вариант, потому как язычники не знали имя Бога.

На самом деле он стал жертвой обмана , совершённого его коллегами экс - иезуитами Игнатсом Родериком (Ignatz Roderick), профессором географии и математики и Иоганном Георгом фон Экхарт (Johann Georg von Eckhart), тайным советником и библиотекарем.

Докопавшись до правды, Берингер подал в суд на обманщиков, затем последовал скандал, после которого все трое потеряли свой авторитет .

Некоторые ископаемые животные, обнаруженные тогда Берингером, хранятся сегодня в музее Оксфордского университета.

5) Пари Паскаля: Бог существует или нет? Вы должны решить (17 век)

Пари Паскаля - это догма в апологетической философии, которая была разработана французским математиком 17 века, физиком и философом Блезом Паскалем (1623 – 1622).

Догма утверждает, что на протяжении всей своей жизни человечество спорит на тему существования Бога.

Если Бог существует, то с учётом бесконечной прибыли или убытков, связанных с верой в Бога или с неверием, разумный человек должен жить так, будто Бог существует, искать его и верить.

Если Бог на самом деле не существует, то такой человек будет иметь лишь конечную потерю (некоторого удовольствия, роскоши и т.д.).

В философии используется следующая логика:

1. Бог либо есть, либо Его нет;

2. В игре, в которую мы все играем, всегда будет выпадать орёл или решка;

3. По понятным причинам вы не в состоянии доказать ни одно из вышесказанных утверждений;

4. Вы должны что-либо выбрать для себя (это не опционально);

5. Давайте взвесим все выгоды и потери, если предположить, что Бог есть. Оценим эти две возможности выбора. Если вы выиграйте, вы получаете всё, если проиграете, то вы ничего не теряете.

Исторически сложилось так, что пари Паскаля было новаторским, потому как он наметил новые области изучения в теории вероятностей, отметив первое официальное использование теории принятия решений, а также появление ожидаемых тем в будущей философии, таких как экзистенциализм, прагматизм и волюнтаризм.

6) Формула Эйлера для объяснения существования Бога (18 век)

Леонард Эйлер (Leonhard Euler) (1707 – 1783) был одним из первых швейцарских математиков и физиков, который сделал важные открытия в таких областях, как бесконечно малые исчисления и теория графов.

Эйлер также создал большую часть современной математической терминологии и обозначений в математическом анализе, таких как, к примеру, понятие математической функции. Он известен своими работами в механике, гидродинамике, оптике и астрономии. Большую часть своей жизни он прожил в Санкт-Петербурге и в Берлине.

Многое из того, что известно о религиозных верованиях Эйлера можно вывести из его писем к немецкой принцессе, а также из его ранних работ, которые показывают, что он был набожным христианином, верившем, что Библия была написана под божественным вдохновением.

Более того, он приводил аргументы в пользу божественного вдохновения Писания .

Существует известная легенда, вдохновленная эйлеровскими аргументами. Французский философ Дени Дидро по приглашению Екатерины Великой нанёс России визит. Однако, императрица была крайне встревожена тем, что аргументы философа атеиста могут подействовать на её ближайших подданных.

Так, Эйлера попросили, чтобы он противостоял умному французу . Дидро был проинформирован о том, что математик вывел формулу, доказывающую существование Бога, и он согласился изучить её доказательство.

Когда пришло время Эйлера рассказать о своей формуле, он выдал: "Сэр, (a+b) в n-ой степени, поделённое на n = x, следовательно, Бог есть. Теперь Ваша очередь!"

Дидро, для которого, как утверждает история, математика была сродни китайской грамоте, остался ошарашенным и тут же покинул место встречи. Будучи в крайне смущённом положении, он попросил императрицу позволить ему покинуть страну , на что последняя любезно согласилась.

Эйлер был изображён на шестой серии швейцарских 10-франковых банкнотах, а также на многочисленных швейцарских, немецких и российских почтовых марках . Астероид, упавший на Землю в 2002 году был также назван в его честь.

В его честь в лютеранской церкви даже был создан праздник, который отмечается 24 мая. Он был очень набожным христианином, верующим в непогрешимость Библии, написавшим апологетику и активно выступавшим против видных атеистов своего времени.

7) Математик, который разработал теорему Бога (1931 год)

Курт Фридрих Гедель (Kurt Friedrich Gödel) был австрийским, а затем американским логиком, математиком и философом. Считается, что он наряду с Аристотелем и Фреге, был одним из самых сильных логиков в истории человечества.

Этот человек внёс огромный вклад в формирование научно-философского мышления в 20 веке. Гедель опубликовал свои две теоремы о неполноте в 1931 году, когда ему было 25 лет, и он только что получил докторскую степень в Венском университете.

Первая теорема утверждает, что любой самосогласованной системной силы достаточно, чтобы описать арифметику натуральных чисел (к примеру, арифметическое Пеано), однако, есть истинные суждения о натуральных числах, которые не могут быть доказаны с помощью аксиом.

Для доказательства этой теоремы Гедель разработал методику, известную сегодня как нумерация Геделя, которая кодирует формальные выражения в виде натуральных чисел.

Он также показал, что ни аксиома выбора, ни континуум-гипотеза не могут быть опровергнуты принятыми аксиомами о теории множеств, полагаясь на то, что эти аксиомы согласуются. Полученные ранее результаты позволили математикам говорить об аксиоме выбора в своих доказательствах.

Он также внёс важный вклад в теорию доказательств путём уточнения связи между классической, интуиционистской и модальной логикой.

Когда Гедель умер в 1978 году, он оставил после себя интересную теорию, основанную на принципах модальной логики (тип формальной логики, который в узком смысле предполагает использование слов "обязательно" и "возможно").

Сама теорема утверждает, что Бог или высшее существо, - это то, больше которого невозможно что – либо понять. То есть если человек доказал и понял, что Бог существует, он может всё.

Бог существует в понимании. Если Бог существует в понимании, мы можем представить себе, что Он существует и в реальности. Таким образом, Бог должен существовать.

Рай, земля, ад

8) Учёный, который говорит об отсутствии конфликта между наукой и религией (2007 год)

Во время интервью каналу CNN в апреле 2007 года Фрэнсис Коллинз (Francis Collins), директор Проекта Генома Человека (Human Genome Project), вновь подтверждает информацию, что встроенные в ДНК данные доказывают существование Бога.

Как сообщил исследователь, он собрал консорциум учёных, чтоб зачитать 3100000000 букв генома человека. Будучи верующим человеком, доктор Коллинз видит ДНК-информацию в молекулах всех живых существ как божественный язык, а элегантность и сложность этого языка является отражением Божьего плана.

Тем не менее, он не всегда придерживался такого мнения. Когда в 1970 Коллинз был аспирантом факультета физической химии, его атеистическое мышление не находило оснований постулировать существование каких-либо истин, отступающих от законов математики, физики и химии.

Затем он поступил в медицинскую школу и столкнулся с проблемой жизни и смерти среди своих пациентов лицом к лицу. Один из пациентов спросил у него: "Во что вы верите, доктор?" С тех пор он начал искать ответы.

Доктор Коллинз признался, что наука, которую он так любил, была бессильна дать ответы на такие вопросы, как: "В чем смысл жизни?", "Почему я здесь?", "Почему математика работает именно так, а не иначе?", "Если у Вселенной было начало, то кто её создал?", "Почему физические константы во Вселенной так тонко настроены, что допускают возможность возникновения сложных форм жизни?", "Почему люди обладают чувством морали?", "Что происходит с нами после смерти?".

Сегодня я вам покажу как выглядит Бог. Христиане 19 января празднуют ещё и Богоявление и у меня есть как раз интересный материал на эту тему. Всё это по мотивам наших уфологических экспедиций. В прошлом году у нас были интересные поездки в несколько белорусских деревень где в 1990 или 1991-м году, жители наблюдали пылающий огненный шар. Его описывали как воздушный шар средних размеров весь объятый пульсирующим оранжевым огнём. Шар летел достаточно прямолинейно, но иногда зависал, то над людьми, то над лесом. Несмотря на давность событий, мы нашли очевидцев этого полёта в 4-х различных деревнях, расположенных по одной траектории. Деревни расположены довольно далеко друг от друга, но описание явления абсолютно идентичное. И самое интересное, что люди помнят и описывают этот шар в малейших подробностях. Такое сильное впечатление на них произвело это необъяснимое явление.

Ну так вот, шар этот пересёк всю страну и полетел куда-то в сторону России. Недавно я был в Нижнем Новгороде и яркий луч солнца случайно попал на позолоченный купол оной из многочисленных нижегородских церквей. И этот купол засиял так, как и тот шар из свидетельств очевидцев. Подумалось, а почему купола церквей делают шарообразной формы и почему покрывают их позолотой? Уж не подражая ли каким-то огненным шарам, которые могли видеть и раньше. Источники указывают, что луковичные головы православных церквей появились после монгольского периода. В них говорится, что формы эти символизируют то ли шлемы богатырей, то ли пламя горящих свечей. Точных версий нет.

Зато в Библии есть точное описание Бога. Мы можем найти его в Евангелии от Иоанна. Того самого Иоанна, который в своём Откровении описал какой-то контакт с инопланетянами. Так вот Иоанн описывает бога так: "Весь облик Его словно палящее солнце в зените".

Давайте поищем ещё источники, описывающие внешний вид Бога. В Викицитатнике я нашёл подлинные (а не исковерканные всякими REN TV) слова Ванги. Вот как она отвечает на вопрос о Боге: «Да, видела. Но Он вовсе не такой, как изображен на иконах. Помазанник - огромный огненный шар, на который невозможно смотреть. Настолько Он ярко светел. Только свет, ничего другого. Если кто-нибудь скажет тебе, что видел Бога, и Он внешне был как человек, знай, - тут скрыта неправда».

Как мы видим, всё вращается вокруг огненного шара, даже купола церквей нам его напоминают. Бог это был, или шаровая молния или ещё что.. пока непонятно. В этом году мы продолжим опрос очевидцев и попробуем узнать больше подробностей про это явление.

Никто не создал Бога. Вот Бог создал мир из ничего – сообразите, как это создать из ничего и кому это под силу, а Господь был всегда, представить себе это трудно, вы, наверное, и не сможете, да и я тоже, но так оно есть.

Где живет Бог?

Везде и нигде. Нет такой избушки на курьих ножках, нет таких царских палат, нет такой хижины нищего, где бы обитал весь Господь. Но и нет такого сердца человека, в которое Он не мог бы войти. Так что – везде и нигде.

Мне говорили, что Бог был всегда. Как это может быть, ведь у всего есть начало?

У всего, кроме Бога. Хотя не у всего есть начало: у круга, например, нет начала или, например, у времени, – так, как мы его здесь видим, нет ни начала, ни конца, у многого другого, о чем будешь задумываться, вдруг обнаружишь, что ни начала, ни конца не обретается; вот будешь проходить геометрию Лобачевского, узнаешь, что и там есть фигуры, не имеющие ни начала, ни конца. Так что не все, что нельзя мысленно представить, есть бессмысленное.

Как выглядит Бог?

Я начну отвечать на этот вопрос с другой стороны. Я расскажу, как Бог не выглядит. Бог не выглядит, как седовласый старик, сидящий на облаке, из которого сияет солнышко или дождь льется на Землю. Бог не выглядит, как его представляли древние язычники: как крокодил, как бегемот, как Афина Паллада, как многорукая богиня Кали и еще как многое и многое другое. Бог не выглядит, как думают о том шаманы на Севере и колдуны в Полинезии. Бог – не статуя, не идол, не чурбан. Бог – даже не Солнце и не Луна. Еще сильнее скажем – Бог это еще не весь наш мир. Вот иные смотрят на землю и думают: «Мать сыра земля». Смотрят на небо звездное и мыслят: «Бог в мире растворен». И это не так, потому что это творение Божие, это все Богом сотворено, но это не есть сам Бог. Так говорить о Боге нас учат святые отцы.

Есть греческое выражение «апофатический метод богословия», то есть когда мы говорим о Боге отрицательно, что Бог не есть, чтобы его с чем-то или с кем-то не спутать. Об этом говорится в начале Евангелия от Иоанна: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Гл.1:18).

Мы можем сказать о Боге определенное, что явил нам Господь, Иисус Христос – воплотившийся сын Божий, который является и подлинным человеком, как мы с вами, и Богом. Каким мы видим его на иконах, как повествует о нем церковное предание, так выглядит Бог воплотившийся.

Кто-нибудь когда-нибудь видел Бога?

Да, конечно. Те, кто видели Господа Иисуса Христа, когда он был младенцем – Мария и нареченный его отец Иосиф, видели апостолы – осязали руками, ели вместе с ним пищу, ходили по дорогам Палестины. Видели и многие святые, которым Господь являлся уже после своего Воскресения и Вознесения – во сне или непосредственном видении. Господь или Пресвятая Богородица являлись преподобному Серафиму и преподобному Сергию. Путь, как увидеть Бога, открыт каждому православному христианину – это путь внимательной молитвенной жизни. Человек, который ответственно живет, который старается часто исповедоваться и причащаться, ходит в храм, читает утренние и вечерние молитвы, хотя бы несколько раз в жизни, даже если он и не стал святым, переживает в душе своей встречу с Богом. Может быть, видит его не глазами, но душой своей. Вспомни, это есть и у тебя, в твоем опыте. Каждый из нас потому и христианин, что он эту встречу с Богом пережил.

А Вы лично видели Бога?

Несколько раз в жизни Господь давал пережить так, что время останавливалось. Это было первый раз на Пасху, в отрочестве. Мне было 14 лет, когда я первый раз был на ночном Пасхальном богослужении. Время остановилось. Тогда были советские времена, нужно было прийти в храм за много часов, чтобы молодому человеку туда попасть. Вся многочасовая служба пролетела как один миг, усталости не было. Была икона Христа Воскресшего в алтаре, врата которого были все время открыты. Не ощущение, а знание, что Господь здесь, рядом. Я кричал вместе со всеми «Воистину воскресе», и это было даже больше, чем своими глазами Бога увидеть.

Это ощущение исчезает, когда есть тяжкий грех. У меня было такое лет в 15. Я тогда оклеветал перед лицом одной девицы своего товарища, чтобы он в ее глазах похуже выглядел. Мы ходили в один храм и были друзьями. Я чувствовал себя после этого скверно, понимал, что так дальше жить нельзя. Ходил с этим несколько дней, пока решился дойти до исповеди. И лишь когда услышал от священника оценку моему поступку, невидимая заслонка упала и Господь опять стал близко-близко. Так бывает, наверное, с каждым, кто совершит падение и искренне покается в своем грехе.

Как правильно разговаривать с Богом?

Я думаю, что правильно говорить с Богом нужно так, как мы бы общались с человеком, которого мы по-настоящему любим. Нельзя в беседе с Богом (то есть молитве) отделываться от него, то есть делать это кое-как, поступать по известной пословице «На тебе, Боже, что мне негоже». Вроде бы, встал утром, кое-как перекрестился, как попало помолился, думая о том, когда же это, наконец, кончится. При этом зачитываю в молитвослове какие-то слова, за смыслом которых не слежу, а только смотрю, чтобы они побыстрее закончились. Так делать нельзя. Не стоит с Богом говорить о пустом, мелком. Смешно просить в молитве: «Господи, дай мне три блока жвачки!» Нельзя просить о греховном, к примеру: «Хочу научиться курить, как мальчики старших классов, так же впечатляюще и солидно». Нельзя молить Бога, чтобы он кого-нибудь по нашей мелочной просьбе наказал: «Господи, накажи Иванова за то, что он лучше меня учится по алгебре! Пусть у него исчезнут все его дарования, а я стану первым, а не вторым учеником.»

Есть и еще одно правило, касающееся молитвы. Оно было сформулировано в прошлом веке оптинскими старцами: «Если ты молишься один, то молись так, как если бы ты был окружен сотней людей. А если ты молишься в храме среди людей, то молись так, как ты бы стоял перед Богом один». Смотри, как ты одет, причесан, как ты вообще выглядишь. Не стоит почесываться, ковырять в носу, стоять вразвалку – Господь все равно видит, как ты перед ним стоишь. Никто и не требует от тебя по стойке смирно стоять, но ведь уважение нужно проявлять и любовь. И наоборот, в храме не думай, что на тебя смотрит множество других людей, что нужно непременно креститься так, как другие, или поклоны класть, как бабушка впереди тебя. Не беспокойся, что о тебе подумают. Мыслить нужно только о том, что вот сейчас с Богом говоришь, тогда все хорошо получится.

Как Господь может ответить человеку?

Ответ всегда приходит, потому что в Евангелии сказано: «Просите и дастся вам» [Мф. 7:7]. Вот если мы просим, то чаще всего Господь отвечает нам через обстоятельства нашей жизни, это может быть сразу или немного погодя, это может быть так, как нам это представляется или совсем по-другому. Ответ нам подается через людей, которые нас окружают. Бывает, что обстоятельства мчат нас как экспресс до Санкт-Петербурга, или, наоборот, невидимая стенка вдруг вырастет. Когда решение для человека очень важно и когда сам человек к этому серьезно относится, Господь подает ответ человеку в его душе. В этом случае приходит мысль – не мелькающая, пропадающая – мысль несомненная, как поступить.

Если непонятно, как поступить и не с кем посоветоваться, стоит вспомнить совет святых отцов, которые говорят: «Нужно хорошо, внимательно помолиться и послушать в душе ответ». Первая мысль всегда бывает от Бога. Нужно ее услышать и удержать. Та, что придет вторая, почти наверняка будет от лукавого и начнет спорить с первой: «Делай наоборот». В этом случае нужно за послушание исполнять первую. Вот такой тоже бывает ответ Божий.

Бывает в некоторых случаях чудесный ответ, когда законы природы нарушаются. Так было и в древности, и теперь случается. Например, когда с апостола Петра оковы падали и ангел Божий приходил. И с новомучениками российскими такое бывало: из тысячи 999 человек казнили, а один чудесным образом избавлялся. К примеру, московский старец Алексей Мечев. Всех вокруг арестовывали, а его все время миловали, он умер своей смертью. Были и другие, кого Господь так сохранил. Или в советские времена священников все время переводили с места на место, не давали власти, чтобы народ Божий привыкал к пастырю. А случалось, что кого-то одного из сотни оставляли служить в одном храме 10, 20 или 30 лет, и ничего нельзя было с этим поделать.

Бывает и чудесный ответ в жизни человека. Но его нужно заслужить и не стоит его специально искать: «Господи, сотвори со мной чудо!» Это страшно, и не стоит этого просить. Если стоит, чтобы это произошло, Господь даст. Но чаще всего нужно внимательно смотреть, что с нами происходит.

Существует выражение «Бог ведет». Как его понимать?

Есть еще более мудреные слова «провидение», «Божий промысел», «промышление». Это значит, что Бог не только когда-то сотворил мир, который сохраняется и ныне, испорченный нашим грехом и нашими неправдами. Так некоторые заблуждающиеся философы, так называемые деисты, считают, что Господь запустил всю эту конструкцию, а потом почил от дел своих. Многие люди сейчас на практике такие вот деисты. Они признают, что мир кем-то и когда-то сотворен. Они считают: «Ну, сотворен – и ладно!» А дальше он сам по себе катится, есть какие-то законы природы, порядки, которые установились, вот мы по ним и живем, а больше нами никто не занимается. Православная вера иначе смотрит на эту проблему. Господь даже о волосе, который на голове у человека, заботится и помнит. Так гласит Евангелие. Случайного ничего не бывает. А это значит, что Господь о каждом из нас ЗАБОТИТСЯ, ПРОМЫШЛЯЕТ, ВЕДЕТ каждого из нас к спасению. Все время дает такие обстоятельства, из которых мы можем выбрать лучшие, от всего греховного отказаться. Помните, Мария Египетская, такая древняя святая, так тяжко согрешала, что даже когда ехала в Святую землю, развлекалась во время путешествия не лучшим образом. А в храм Гроба Господня пошла почти что в шутку, как на экскурсию, а войти не смогла – вдруг стенка выросла. Не заставлял же ее Господь поверить – только остановил у святыни. Можно было махнуть рукой, как сделала бы всякая современная девица. Ну, не вошла – и ладно. Отправилась бы снова тем же самым заниматься. А Мария Египетская в этот миг поняла, что все происшедшее не случайно. И с этого момента вся жизнь ее переменилась.

И так бывает у каждого из нас. Если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь, то поймем, что такие вехи и у нас были, когда вырастал указательный знак – туда не ходи, там пропасть, а вот там – дорога ко спасению. Вспомните, каждый найдет в своей жизни такое.

Почему появилась земля?

По-разному можно ответить на этот вопрос. Первый ответ богословский: потому что этого пожелал Господь. Бог сотворил землю из ничего просто для того, чтобы этот мир был, а второй ответ – научный: здесь может быть множество воззрений и теорий, но ни к одному из них мы, православные христиане, не должны прилепляться до конца. Сегодня наука говорит одно, завтра – другое, мы должны понимать, что это естественный процесс развития науки, который на нашу веру не может иметь глубокого влияния.

Почему говорят, что Бог создал планету, зверей и людей?

Ну, потому что создал. И не говорят, а написано это в Священном Писании, в Книге Бытия, в самом начале Библии. Открой и прочитай, как там все подробно рассказывается, о творении мира по дням, то есть по этапам.

Правда ли, что существовали динозавры?

Честно говоря, ни одного не видел. Не уверен, что они действительно были такими, какими их изображают в Зоологическом музее, но, впрочем, такие гигантские кости находят и ничто нам не мешает предположить, что ко времени Ноева потопа, или какого иного земного катаклизма, самые разные твари обретались на земном шаре. Называть ли их динозаврами или каким-нибудь другим именем – доверимся тут ученым-палеонтологам, впрочем, людям весьма почтенной специальности.

Какое животное появилось первое на Земле?

Открываем Книгу Бытия и смотрим: кто там из живых существ появился первым? – Рыбы и птицы. То есть вперед появились те твари, которые жили в океане, покрывавшем землю, до того как образовалась твердая суша. А уж были это какие-то китообразные, какие морские динозавры или планктон – оставлю это вам для будущего исследования.

Что Бог создал первым – яйцо или курицу?

Я вам скажу, если дадите вы мне ответ на другой вопрос: можно ли сотворить Всемогущему такой камень, который Он потом Сам поднять не сможет?

Зачем Бог создал людей?

А вот не знаем. Не знаем, зачем Бог создал людей, зачем Бог создал мир, знаем только, что за этим стояла любовь Божия. И знаем, что Господь ищет ответной любви, не заставляет нас его любить, не заставляет нас всех стать принудительно-хорошими, как у Достоевского один герой хочет всех сделать принудительно-хорошими, вот Господь, в отличие от этого героя, Великого Инквизитора, хочет, чтобы мы сами откликнулись душой на все то, к чему он нас зовет.

Что такое вера в Бога?

Вера. Самое главное в ней – уверовать, что Господь существует. Но просто знать, понимать разумом, что Бог есть, этого мало для православного и вообще для христианина. Сказано ведь, что и бесы веруют, то есть знают, что Господь есть, но при этом не отходят от греха, поэтому знать – это мало, нужно доверять Богу, доверять воле Божией и в хороших свойствах, и в дурных, и когда нас хвалят, и когда порицают, и когда мы здоровы, и когда здоровье нас оставляет, и когда нас любят, и когда нас ругают, знать, что Господь всегда с нами, что больше того, что мы можем вытерпеть, он нам не даст испытания. Ну и третье: быть верными Христу, верность – это тоже обязательное свойство православного христианина, верным и решительным во все времена, и решить: или быть верным до конца и всего лишиться в этой жизни, а может, и самой жизни, или все иметь, но отречься от Христа. Эта верность воспитывается с малого: к примеру, идет пост, вы идете мимо киоска с мороженым, вам хочется съесть порцию, но вы хотите быть верными Христу и отказываетесь: «Я буду верным Христу и не стану есть того, что мне приятно». Вот сидит соседка, которую я страстно хочу дернуть побольней за косичку, но я сдержусь и не сделаю этого, ради Христа. Вот что такое вера: уверенность, доверие и верность.

Почему некоторые люди не верят в Бога?

Одни не верят потому, что не имели возможности узнать и полюбить Бога и веру православную. Но к ним применимы слова апостола Павла, которые он обращал к язычникам, говоря, что они имеют в себе свой закон – это закон совести – и будут судимы по этому закону. Это закон совести, естественный нравственный закон, который есть у каждого человека. Он есть голос Божий в нашей душе, и тот, кто поступал по сути, по правде Божией в своей жизни, тот еще может спастись и встретить Христа. Но есть люди, которые не верят, потому что не хотят верить. И можно сказать, что эти люди скорее верят, чувствуют, что есть Бог, знают это, но восстают против этой веры, против этого знания или потому, что эта вера мешает им жить так, как им хочется, то есть по своей воле и по своему хотению, или потому, что некомфортабельно так получается, неудобно, мешает это. Ведь себя спроси, как часто бывает, что мы верим ровно настолько, насколько вера не мешает нам жить. В этом смысле мы порой бываем еще хуже неверующих людей.

Можно ли верующему не посещать церковь?

Лучше уж тогда сказать, что вы просто неверующий человек, и посещать храм тогда не нужно. А для верующего человека, для кого Господь – не отвлеченная абстракция, не «высший разум», не «жизненный принцип», а Христос-Спаситель, то как же это я вдруг не пойду? Это значит, я говорю: «Нет, Господи, до Тебя мне никакого дела нет, и до жертвы Твоей искупительной дела нет, и до Воскресения Твоего, основы веры нашей, тоже никакого дела нет. Мне дело есть на диване лежать и журналы листать». Ну, думается, после этого сам решай – верующий ты или неверующий.

Зачем люди крестятся?

Зачем люди крестятся – в смысле осеняют себя крестным знамением? Потому и крестятся, что веруют, что крест – это не игры в крестики и нолики и не способ заполнения ведомости для людей безграмотных, но это символ победы. Христовой победы, а через него и нашей, – над лукавым, грехом и смертью. Мы, осеняя себя крестным знамением во имя Отца и Сына и Святого Духа, освящаем свой разум, свои чувства, свои силы телесные и говорим, что когда мы со Христом и с Его Крестом – нам бояться нечего.

Зачем нужно носить крестик?

Крестик нательный – это видимое выражение того, что мы являемся православными христианами. Как солдаты носят нашивки, которые обозначают рода войск, к которым они принадлежат – одни у артиллеристов, другие у летчиков, третьи у пограничников. Медсестры носят красный крест на платочке как знак того, что они делом милосердия занимаются. Есть значки орденов. Предположим, человек награжден орденом, и всем имеющим такой орден выдается специальный знак, который можно носить вместо ордена. Знак означает, что люди, имеющие его, принадлежат к какому-то сообществу и объединены по профессии или своими заслугами перед Родиной.

Мы, православные христиане, собраны вокруг Креста Господня. И человек, который Крест на себя возлагает, говорит: «Я христианин». Когда мы все крестились, священник на нас надевал белые рубашки как знак чистоты и святости, а затем крест вместе со словами Спасителя: «Кто хочет за мной идти, тот возьмет свой крест и следует за мной». Мы должны свой жизненный крест нести, а тот крест, который у нас на груди, нам об этом напоминает. Воскресения в жизни вечной можно достигнуть лишь неся свой крест. Нельзя к жизни вечной доехать на троллейбусе, а тем более в мягком такси, можно только трудом, усилием туда дойти. Господь говорит: «Хотим мы того или не хотим, царствие небесное усилием достигается». Кто прилагает усилия, тот достигает царствия Божия. Крест – нам об этом напоминание.

Как понять, по-настоящему ли человек верит в Бога?

Как правило, ответы на такие вопросы можно найти в Евангелии. Господь говорит сам: «По плодам их узнаете их». Как человек верит в Бога, можно узнать, приглядевшись, что вокруг человека происходит. Вполне по-настоящему верят в Бога святые. Преподобный Серафим говорил: «Кто пребывает о Господе в мирности, вокруг того спасаются сотни и тысячи людей». Вокруг такого человека действительность меняется. Это как раз то, что на иконах нимбом изображается. От святого исходят лучики света Божия, которые вокруг все преображают. Отношения между людьми другими становятся рядом со святым человеком. Как бы такой человек ни прятался, ни скрывал, какие вериги он носит на себе, вокруг него жизнь меняется. Такое бывает и с людьми, не достигшими такой меры святости как преподобный Сергий или преподобный Серафим.

Как человек верит в Бога, от противного даже можно узнать. Казалось бы, вот женщина, которая в церковь ходит в субботу-воскресенье и по праздникам, правило утреннее и вечернее читает, посты соблюдает, но все от нее бегут. Всем хочется только поскорее перестать с ней разговаривать и вообще общаться, вид у нее при этом мрачный, взгляд тяжелый и сумрачный. Это тоже плод неправильной искаженной веры, отношения человека к Богу и самому себе, которое у человека не должно быть. Смотрите на то, что ВОКРУГ вас происходит. Спросите себя: «От моей веры кто-нибудь зажегся?» Вы ходите в школу, в институт, общаетесь со сверстниками. Большинство из них – нецерковные люди. Хоть кто-то из них в церковь пришел благодаря вашей вере? Так проще всего проверить.

Почему люди, порочащие Бога, так часто заканчивают жизнь плохо?

Потому что на самом деле Бог их любит и желает им спасения в вечности. Им лучше бы потерпеть наказания здесь, на Земле, чем, оставшись в этой жизни ненаказанными, мучиться в вечности. Господь исправляет человека до самого конца его жизни: и скорбями, и болезнями, и неустройством. Иные тяжкие грешники из-за этого, бывает, и раскаиваются.

Как ангел хранит крестившегося человека?

Очень точно сказано. Ангел-хранитель, более современное слово – «охранник». Вы видели при людях, занимающих некоторые посты, работают охранники. Они призваны оберегать «объект» от опасных ситуаций. Обратите внимание: охранники не лишают свободы принятия решений этого высокопоставленного человека. Он сам решит, куда ему ехать, остаться в Москве или переместиться туда, где стреляют. Он может оказаться в местности, где случится землетрясение или еще какой-нибудь катаклизм. Решение принимает каждый из нас. Но помочь нам при этом избежать неожиданных опасностей может охранная служба, в том числе и небесная. Ангелы-хранители берегут нас от нечаянных приключений.