Презентация на тему мифы славян. Мифология Древней Руси

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с технологией создания проекта по славянской мифологии.
  2. Обучать коллективной работе.
  3. Развивать устную речь; умение работать с различными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, ресурсами Интернет.
  4. Развивать творческие способности в учениках.
  5. Воспитывать уважительное отношение к культуре древних славян.

Оборудование: Мультимедийная аппаратура, СD проигрыватель, презентации учителя и учеников, выполненные к уроку.

Работа проходит в конференц-зале гимназии. Класс заранее поделен на группы, к работе над проектом ребята готовились самостоятельно и в группах.

Ход работы.

1. Слово учителя.

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей- то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что весь окружающий мир пронизан волшебством. Такая вера получила название язычество , т.е. «народная вера» («народ»- это одно из значений древнеславянского слова «язык»).

Реферат на тему:

«Славянские мифы»

Выполнил: ученик 6 класса

МОУ «Мисцевская основная школа№1

Таранов Сергей

Преподаватель: Роман Д.Н.

Вступление

II. Боги древних славян

Велес и Велесова книга

Солнечные божества

Женское божество Макошь

2. Водяной

4.Волкодлаки

5. Полевой

IY. Заключение

Y. Библиография

Вступление

Мифология – это фантастическое представление о мире, как правило, передаваемое в форме мифов. Мифы – это рассказы, порожденные народной фантазией, в которых люди объясняли различные явления жизни.

Славянская мифология – это представления наших предков о космосе, природе, жизни животных и птиц, о человеческой судьбе. Чаще всего славянскую мифологию подразделяют на две части: 1. поклонение природе и стихиям; 2. Поклонение божествам, олицетворяющим эти явления.

Одним из главных верований древних славян было поклонение силам окружавшей их природы. Славяне почитали огонь, так как эта стихия давала тепло и свет, и воду, без которой невозможна жизнь. Славяне считали воду стихией, из которой образовался мир. Наши предки одухотворяли землю, называли ее Матерью – сырой – землей и считали ее женским божеством плодородия. Кроме того, славяне поклонялись камням и горам, кустам и деревьям, целым рощам, а также четвероногим зверям и птицам и, наконец, звездам, месяцу и солнцу.

^ II. Боги древних славян

Главными героями мифов были, конечно, боги. Одно и то же божество в славянской мифологии могло иметь несколько имен. Расскажем о некоторых из них

Бог Перун олицетворял собой грозовые природные стихии – грозу, молнию, дождь, от которых зависела судьба урожая. В мифах его представляли в образе рыжеволосого мужчины с который ездит по небу в колеснице с луком и стрелами. огненные стрелы Перуна проходят сквозь землю, проникают на определенную глубину и спустя определенный период (обычно через семь лет и сорок дней) возвращаются на поверхность. Гнев Перуна мог вызвать смерть и разрушения. Среди славян была широко распространена вера в то, что весной первый гром пробуждает землю: после первой грозы вырастает трава, деревья покрываются зельнью, земля готова для посева и посадок. Молния,

Попавшая в человека или дерево наделяла его здоровьем или волшебной силой.

В славянских мифах обычно богов сближали с каким-либо растением. Считалось, что Перун связан с рябиной, красные ягоды которой напоминают

Молниеносный цвет Перуна. Поэтому грозовые ночи получили название «рябиновые». Также цветком Перуна считался мифологический цветок папоротника.

Существовало сказание, что в темную непроглядную ночь, ровно в 12 часов, под грозой и бурей, расцветает огненный цветок Перуна. Но цветок красуется лишь короткое мгновение. Кто хочет добыть цветок папоротника, тот должен накануне отправиться в лес, взяв с собой скатерть и нож, потом найти куст

папоротника, очертить около него круг, разостлать скатерть и не сводить глаз с растения.. Как только загорится цветок, нужно его сорвать и спешить домой.

Цветку папоротника приписывали могучую силу: обладающий им человек не боится ни бурь, ни грома, ни огня, делается недоступным влиянию злых чар и может повелевать злыми духами.

^ 2. Велес и Велесова книга

Вместе с Перуном в в мифологии часто упоминался Велес, который считался богом домашних животных. Существует даже так называемая «Велесова книга». «Велесова книга»- это книга новгородских жрецов девятого века, посвященная богу древних славян Велесу. В книге отражена история многих европейских и азиатских народов (примерно от

Второго тысячелетия до нашей эры до девятого века нашей эры).

Загадочна и трагична история обретения ее. Во время гражданской

Войны офицер белой армии Изенбек нашел в имении князей Куракиных дощечки с древнеславянскими записями. Он увез их за границу, решив спасти.

Затем в Брюсселе писатель Миролюбов 15 лет переписывал и расшифровывал эти записи. Он переписал 75% текста. Во время второй мировой войны после смерти Изенбека весь его архив пропал, вероятно, сгорел.

Остались лишь записи Миролюбова и фотография одной дощечки. Велесова книга - сложный и объемный источник древних знаний. Это послание из глубины тысячелетий нам, кто называет предков пренебрежительно – язычниками. Но Велесова книга язычниками именует враждебные славянам племена, верившие в иных богов.

^ 3. Солнечные божества

Солнечные божества олицетворяли собой солнце как покровителя земли. Их именами были Даждьбог, Сварог, Хорс, Ярила, Купала.

Сварог считался сначала высшим небесным божеством, лишь позднее его заменил Перун. Сварог учил людей ковать оружие, владеть им и обрабатывать

Землю. Его сыновей называли Сварожичами. Сварожичем был Дажьбог – бог солнечного дня. О его рождении есть миф:

Бог грозы Перун проезжал по берегу Дона. А на другом его берегу Девы-русалки водили хоровод. Одна ру салка - Рось, дочь Дона и Аси Святогоровны, пустила свой венок по волнам и спела Перуну:

Если б милый осмелился. Дон переплыл, поборол бы течение быстрой реки - то герою тому я б любовь подарила,

В жилах Перуна загорелась кровь, он обернулся птицей-гоголем и бросился в воды Дона. Но Дон, а это был сам Велес-Гвидон, взволновался и отбросил его на крутой берег:

Ты, Перун Громовержец, Сварога сын! - вскричал Дон. - Ты не плавай, Перун, по моим волнам! Не гневи, Перун, Рода-батюшку, Ладу-матушку - богородицу и жену грозную!

^ И Рось пропела Перуну: "Видно, мне с тобою не встретиться. Видно, мне, Рябинушке тонкой, век качаться одной у речки далеко от высокого Дуба!»

И тогда Перун пустил через реку молнию. Молния ударила в камень, за которым спряталась Рось. И в камне появился огненный образ.

Рось отнесла этот камень к небесному кузнецу Сварогу. Тот обтесал камень, стал бить по нему молотом, и тогда из камня родился Тарх Дажьбог. И по сию пору волхвы спорят, чей сын Дажьбог - Перуна ли, пустившего в камень молнией, либо Сварога, бившего по камню молотом.

^ Так родился Дажьбог.

Дажьбог был одним из самых почитаемых богов у славян

Дажьбог

^ 4. Женское божество Макошь

Женских богов в славянской мифологии было мало. Чаще всего в мифах встречается одно женское божество --Макошь, и оно поставлено на самом последнем месте, после священной собаки Симаргла, который летал на полях вокруг молодых посевов и охранял их. Зато в народных верованиях она связывалась с «матерью-сырой-землей" и была одной из самых почитаемых богинь. Земля для славян свята и чиста. Недаром во многих мифах всякая нечистая сила проваливается «сквозь землю», так как она не терпит ничего злого.

Таким образом у древних славян сложилось представление, что небом и миром управляет мужское божество, а уделом женского божества остается земля, земная природа, плодородие возделанной почвы.

^ Мокошь

III. Мифы о фантастических существах

Наши славяне думали, что рядом с миром людей существует другой мир, «тот свет», населенный различными существами. Эти существа имели свои характерные признаки:

Время появления

Место обитания

3. Определенный внешний вид

К таким существам можно отнести лешего, домового, русалок, оборотней, полевого, водяного, кикимору, баенника и т.д.

1. Домовой

Домовой в восточнонославянской мифологии – это дух дома. Славяне представляли его в виде старика с лицом, покрытым белой шерстью. Различали два вида домовых: доможил и дворовый. Доможил поселяется в жилой и теплой избе, живет в ней на правах хозяина. Если при переходе из старой избы в новую хозяева не сумеют переманить домового, то он останется жить среди развалин в холодной избе.

О дворовом говорили, что он живет во дворе и мучает тех домашних животных, которых невзлюбил.

О происхождении домовых рассказывают такую легенду: «Когда Господь, при Сотворении Миря, сбросил на Землю всю непокорную и злую небесную силу... на людские жилья тоже попадали нечистые духи. Отобрались ли тогда, сюда те, которые были подобрее прочих, или так уж случилось, что, поселившись поближе к людям, они обжились да пообмякли, но только эти духи не сделались злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, а как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть крестьян так к ним привыкла, что не согласна признать домовых за чертей»

2.Водяной

Водяной, согласно народным поверьям приносит один вред. Также они любят устраивать пиры и играть в азартные игры. Есть на эту тему такой рассказ:

«Куштозерский водяной царь сошелся в азартной игре в кости с могучим царем, у которого были огромные владения. Никакой риск царю был не страшен, так как в игре он был искуснее. Водяной князь же проигрывался всякий раз, как только садился играть с могучим царем. Обычно дело кончалось тем, что он проигрывал и воду, и рыбу, а затем и сам попадался в кабалу. Проигравшись в пух и прах, князь уходил к царю зарабатывать проигранную сумму и жил у негов батраках,пока все не отработает. Когда же срок заканчивался, он возвращался в свое водяное логовище и обзаводился новой рыбой.»

Недоброжелательность водяного к людям выражается в том, что он неустанно сторожит каждого человека, являющегося в его водные владения.

Он утаскивает в свои подводные комнаты всех, кто вздумает купаться в реках в реках и озерах после солнечного заката.

3. Леший

Леший – это хозяин леса. Если он идет по своим владениям, то ростом равняется с самыми высокими верхушками деревьев, а ели выходит для забав и шуток на лесные опушки, то становится ростом ниже травы.

Леший не столько вредит людям, сколько проказничает и шутит. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной. Она считается заповедной, священной рощей Миф о леших очень древний и существует многие тысячелетия.

4.Волкодлаки

Волкодлаки – это люди, умеющие превращаться в волка. В мифах говорится, что узнать в животном оборотня можно потому, что них колени задних ног повернуты вперед как у человека, а не назад, как у животного. По преданию стоит лишь найти в лесу гладко срубленный перь, воткнуть в него с приговором нож и перекувыркнуться через него, то станешь волкодлаком. Порыскав волком, надо забежать с противной стороны пня и перекувыркнуться обратно. Если же нож кем-нибудь похищен, то придется остаться волком навсегда.

5. Полевой

Полевой – это существо, охраняющее хлебные поля. Любимое время

Полевого - полдень. Когда хлеб поспеет и поселяне начинают жать или косить его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях, которые еще остаются на корню. По характеру он напоминает лешего: так же сбивает с дороги, заводит в болото, любит сыграть над человеком недобрую шутку. Про полевого известно очень мало

Во всей славянской мифологии это едва ли не самый смутный образ.

Полевой

Y. Заключение

Познание славянской культуры невозможно без изучения ее

мифологии. В ней мы знакомимся с верованиями, обычаями, обрядами и

праздниками наших предков. К сожалению, разнообразные стороны жизни

и многие факты жизни древних славян до конца не установлены.

Но с каждым годом, благодаря труду ученых, мы узнаем все больше

подробностей о жизни в то время, и эти знания помогают сохранять нам

традиции и помнить об истоках русского народа

Твердякова Лариса
Образовательный проект «Мифы и предания древних славян»

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку

раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».

А. Н. Толстой

Тип проекта: комбинированный.

Участники проекта: учитель-логопед, родители, дети 6 - 7 лет группы для детей с ОНР МДОБУ детский сад № 1 МО Кореновский район.

Срок реализации: 6 месяцев.

Условия реализации: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность, материальное обеспечение.

Актуальность

Народное искусство – фольклор, деревянное и каменное зодчество, вышивки и кружева, разнообразные изделия народного быта – весь этот многокрасочный мир творчества людей исторических обстоятельств стал для большинства русских людей «преданьем старины глубокой». А ведь в фольклоре, народных ремеслах зашифрованы архетипические особенности нации, то, что определяет поведение народа и остается с ним, пока существует этот народ.

В те, не очень далекие, но отдаленные от нас великими потрясениями времена и крестьяне, и интеллигенция были в курсе самих истоков народной культуры. Теперь, к сожалению, эти связи во многом утеряны, и интерес к данному вопросу необходимо возрождать. Начинать это благородное дело нужно с приобщения детей к народной культуре, что, возможно, лучше усилий в других направлениях послужит национальной идее, так как принадлежность к большой народной культуре лучше, чем военные или хозяйственные успехи, способствует национальному самоуважению.

Общеизвестно, что древние торжественные языческие обряды по мере выветривания веры в их магическую силу превращались в веселую забаву деревенской молодежи и постепенно снижались до полуосмысленной детской игры. В этом, почти неузнаваемом, виде многие из них дожили до XX в. Точно так же и древние мифы, некогда выражавшие мировоззрение первобытных людей, со временем (если не было поэтов, обессмертивших их) превращались в волшебные сказки или лаконичные прозаические предания. Термин "волшебная сказка" новый, чисто кабинетный, но в нем заключен глубокий языческий смысл - ведь "волшебник" - это жрец, волхв, занимающийся "волшвением" - гаданием и заклинанием добра и зла.

Итак, учитывая комплексные нарушения речи, несовершенство высших психических функций, эмоционально-волевой сферы детей с общим недоразвитием речи, считаем проект по формирование импрессивной речи дошкольников с ОНР посредством знакомства с мифами и преданиями древних славян актуальным и необходимым в коррекционном процессе.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : формирование импрессивной речи посредством знакомства дошкольников с мифами и преданиями древних славян.

Проблемные вопросы.

Как заинтересовать детей и родителей в совместной работе над изучением мифов и преданий древних славян как средства развития нравственно-патриотических чувств?

Какие мероприятия, проводимые в рамках ДОУ, способствуют активизации работы с детьми в данном направлении?

Как научно и доступно рассказать и правильно объяснить детям о

некоторых исторических событиях, традициях, фактах русского народа?

Цель проекта:

формирование импрессивной речи у дошкольников с ОНР через создание оптимальных условий для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного (коррекционного) педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования и обобщения, интеграции достоверных, научно-исторических материалов.

Задачи проекта

Для детей

Расширять знания детей о мифах и преданиях древних славян, их

Развивать связную речь, речевой слух, общие речевые навыки

(звукопроизношение, четкость дикции, интонационную выразительность речи). Формировать импрессивную речь и словарь детей по теме. Обучать детей пересказу знакомых сказок с опорой на зрительные образы. Формировать способность передавать содержание без пропусков и искажений. Формировать представления о главном в характере героев. Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать у детей внимание, выдержку, выносливость, координацию

движений, воображение.

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности,

инициативности, ответственности, самостоятельности, соревновательные качества, чувства взаимовыручки и поддержки. Формировать интерес к чтению художественной литературы.

Воспитывать интерес к истории Родины, чувства гордости за

русский народ.

Для педагогов:

Разработать цикл НОД по теме;

Разработать цикл игровых и интерактивных заданий и упражнений на основе развивающих игр;

Разработать формы взаимодействия и сотрудничества с родителями по теме «Мифы и предания древних славян»;

Разработать конспект итогового мероприятия по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки»)

Для родителей:

Привлечь родителей к сотрудничеству с детским садом по формированию импрессивной речи у ребёнка;

Оказать по необходимости квалифицированную помощь родителям по формированию грамматически правильной связной речи у детей с ОНР;

Показать родителям значимость своевременного формирования импрессивной речи у детей дошкольного возраста.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: видеопоказ итогового мероприятия по проекту «Мифы и предания древних славян» НОД «Этнокарты» (занятие типа «Следствие ведут знатоки»)

Новизна

Применение систематизированного материала.

Обеспечение мотивации к процессу обучения.

Интеграция образовательных областей и чередование различных видов деятельности.

Использование цифровых образовательных ресурсов.

Для реализации проекта материал подобран в соответствии с возрастом

и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, разработан методический план работы.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.

Распределение заданий между участниками проекта.

Подбор наглядно-дидактических материалов и оборудования для занятий и индивидуальной работы с детьми вне занятий.

Разработка методических пособий, итоговой непосредственно образовательной деятельности по проекту.

2. Практический этап:

Реализация задач проекта «Мифы и предания древних славян» предусматривает интеграцию всех образовательных областей по данной теме.

Интеграция образовательных областей

проекта «Мифы и предания древних славян»

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Тематические занятия.

Чтение и анализ сказок «Новогодняя елка», «Морозко», «Два мороза», «Мороз Иванович», «Белый снег», «Двенадцать месяцев».

Чтение и анализ сказок «Крылатый, мохнатый да масленный», «Два мороза», «Мороз Иванович».

Чтение и анализ серии сказок «Домовенок Кузька и друзья спасают Новый Год». Т. Александрова.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Лабиринты:

«Найди дорожку»

«Чем любят полакомиться домовые?»

«Помоги пройти ледяной лабиринт и не попасть в ловушку»

«Соедини одинаковые снежинки – помоги Снежевиночке добраться до Волшебных Ворот»

«Найди путь к ледяной долине»

Дидактические игры:

«Чего не хватает у предмета?»

«Найди отличия»

«Найди две одинаковые снежинки (свистульки)»

«Кто лишний».

«Определи зимнюю и летнюю одежду»

«Определи лиственные и хвойные деревья»

«Кто где живет?»

«Дорисуй шапку»

«Помоги Бабе-Яге найти нужное зелье»

«Какой цвет получится, если смешать разноцветные зелья?»

Интерактивные игры:

«Найди тень»

«Дорисуй предмет».

Времена года.

Растительный мир.

Животный мир.

Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.

Упражнения:

«Напиши пропущенные цифры»

«Реши сказочные задачи»

«Нарисуй по точкам рисунок»

«Нарисуй по точкам рисунок»

«Обведи и раскрась заданные фигуры»

«Дорисуй снежинку по клеточкам»

«Дорисуй снежки, чтобы равенство или неравенство было верным»

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Подбор дидактического материала и оборудования для реализации проекта

Дидактические и интерактивные игры:

«Кто лишний?»

«Кто где живет?».

«Сколько букв нарисовано?»

«Впиши недостающие буквы»

«Найди имена героев сказки в таблице»

«Расшифруй послание»

«Кроссворд»

«Реши чайнворд»

Пересказ детьми сказок по плану, рисуночному плану, по вопросам.

Составление творческих рассказов.

Чтение русских народных сказок, былин.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Посещение Кореновского историко-краеведческого музея.

Раскрашивание и штриховка картинок по мотивам литературных произведений.

Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики по мотивам сказок.

Конструирование из кубиков «Сложи картинку» по мотивам сказок.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Соблюдение режима применения ИКТ в работе с детьми в соответствии с нормами СанПиН.

Раскрашивание картинок по сказкам (мелкая мускулатура рук).

Настольно-печатные и интерактивные игры по мотивам сказок.

Русские народные игры:

Серый волк

Волк и овцы

Коршун (святочная)

Мясник и овцы

Кружево

Флюгеры – 22 (бог ветров, направление сторон света)

Вязанки

День и ночь

Мышка и четыре угла (3-5 человек)

Кошка и мышка

Обезьяны (бег с препятствиями)

Здравствуй, сосед! (прыжки на одной ноге)

Горшок – 42 (улица)

Погоня слепых друг за другом (забава)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Консультации для родителей в уголке для родителей «Речецветик»:

1. Мифы и предания древних славян.

2. Сказочный мир русского народного искусства.

3. Прочтите детям о мифических существах: Домовой.

4. Прочтите детям о мифических существах: Леший.

5. Масленница.

Заключительный этап.

Обработка и оформление материалов проекта;

Оценка результатов работы всех участников проекта;

Проведение открытого итогового мероприятия на РМО учителей-логопедов по проекту «Мифы и предания древних славян» в форме занятия типа «Следствие ведут знатоки» «Этнокарты».

Мультемедийная презентация проекта на районном методическом объединении учителей-логопедов и родительском собрании в ДОУ.

Выводы:

Реализация данного проекта будет способствовать развитию партнерских отношений ДОУ и семьи в воспитании патриотизма у дошкольников, повысить уровень формирования импрессивной и грамматически правильной связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Проект обогатит восприятие самооценки каждого субъекта образовательного процесса и роли каждого в историческом развитии.

/ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК\

Урок ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ


  • Что такое миф?

(сказания о явлениях природы, о происхождении мира, о богах и героях)

  • С мифами каких народов мы уже знакомы?

(древних египтян, греков, шумеров)

  • Что помогают понять мифы современному читателю?

(с помощью мифов мы можем понять, как представляли себе мир древние люди, что их радовало и что огорчало, что ценили они в жизни)


V-VII век после великого переселения народов, славяне заняли территории центральной и восточной Европы. Позднее образовали 3 современные ветви СЛАВЯН:

восточные западные южные

белорусы, поляки, болгары, сербы,

украинцы, словаки, македонцы, боснийцы

русские чехи словенцы, хорваты,


На Русь письменность пришла из Византии лишь в 10 веке вместе с новой верой – христианством.

Старая, языческая вера искоренялась, а с ней уходили и устные предания – мифы, которые записаны не были.


Но следы славянской мифологии сохранились в отдельных преданиях, обрядах.

Народная память донесла до наших дней имена древних богов.

Живы и некоторые древние обряды


Божества древних славян

И начал княжить Владимир в Киеве один и поставил кумиры на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а усы золотые, и Хорса, Даждьбога и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили жертвы им, называя их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам, и осквернялась кровью земля Русская и холм тот.

«Повесть временных лет»


  • Познакомиться с богами древних славян
  • Узнать, какую роль в жизни наших предков играли те или иные божества
  • Познакомиться с мистическими существами славянской мифологии
  • рассмотреть украинский фольклор в повестях Н. В. Гоголя.

ПЕРУН – старший сын Сварога

Перевод имени на совр. язык «тот, кто сильнее бъет», «разящий»

Бог грозовых туч, грома и молний


ДАЖДЬБОГ (ВЫШЕНЬ)

Наделяет каждое существо в мире его долей.

Имя происходит от слов «доля» и «дать»


Бог ветра

Имя от «стрег» - старший


СЕМАРГЛ (СИМАРГЛ, СКИПЕР)

Хранитель дома, семейного очага,

Огненных жертвоприношений


Олицетворение Матери-Сырой Земли


РОЖАНИЦЫ – семейное благополучие

Господствовали над небом, землей, подземными и подводными силами, порождали поголовье животных, рыб и птиц, девы жизни и судьбы.

Двое, наверное, потому, что в жизни человека всегда есть счастливые и несчастливые моменты. Первыми ведает ДОЛЯ, а вторыми ее мрачная сестра НЕДОЛЯ.



творец вселенной, символизирует единство всего живого в мире


Бог солнца

Имя означает молодой, полный сил, страстный


ВЕЛЕС (ВОЛОС, КОЛЯДА)

Привел мир в движение, день стал сменять ночь, за зимой стали следовать весна, лето, осень.

Бог благополучия, достатка.

Бог-оборотень, любил мох, лишайники, грибы


Лада (Леля)

Богиня-созидательница (от ее имени – «ладонь», «оладьи»)



один из старших богов


СВАРОЖИЧ – сын Сварога

Бог огня, происходил от неба, от солнца


Морана (Морена, Мора, Мара) сестра Перуна

Богиня бесплодной болезной дряхлости, смерти, не принимает никаких жертв



ДОЛЯ (ДОДОЛА)

Богиня лета


МАЙЯ (СЕВА)

Богиня-кормилица



МИСТИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

Кикимора- восточно- славянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяевам


Воплощение злой доли. Лихо предстает как огромный, одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится лихо, - его преследуют самые разные несчастья


В славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала


Персонаж восточно- славянской мифологии, вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины , в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде.


В мифологии восточных славян хозяин леса, покровителей лесных зверей и птиц. Он следит за тем, чтобы лесу никто не навредил. Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих смешанных образах. Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно нечистая сила и справедливый дух


В восточно- славянской мифологии персонаж из преисподней, чей взгляд убивает , его глаза обычно прикрыты огромными веками и ресницами. Которые он не может поднять без посторонней помощи


Черт в старом правописании («чорт»)

Злой, озорной, игривый и похотливый дух. В славянской мифологии черт выступает персонажем огромного количества русских народных сказок


\ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК\

  • На протяжении многих веков славяне боялись и уважали этих мистических существ. Боялись привлечь их внимание к себе, так как встреча с любым из этих мистических существ ничего хорошего человеку не предвещало. Но люди тянулись к раскрытию тайны этих загадочных существ. Прошло время, современный мир обновился, но современные славяне как и прежде интересуются раскрытием тайн всего неопознанного

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русские легенды и предания

Цель: познакомится с легендами и преданиями древних славян.

Ночь ЧЕРНОЕ ПОКРЫВАЛО

Смена дня и ночи в древности объяснялась так: некое подземно-подводное чудовище о двух головах – спереди и сзади – вечером проглатывает Солнце, а поутру его изрыгает. День и Ночь, беспрестанно между собою враждующие брат и сестра, – воплощение Света и Тьмы.

Они представлялись древним народам высшими, бессмертными существами: божество света – День и божество мрака – Ночь. Показываясь ранним утром на краю неба, одетого ночной пеленой, Солнце как бы рождалось из тьмы, а захождение его вечером уподоблялось смерти; скрываясь на запад, оно отдавалось во власть Морены, богини ночи и смерти. В некоторых сказаниях говорится, что солнце объезжает небесный свод, меняя лошадей: на светлых или белых катается оно днём, на черных или вороных – ночью. Утренняя и Вечерняя Зори впрягают ему тех или других коней в колесницу.

Леший хозяйская тропа Леший может стать пнем и кочкой, превратиться в зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою. В лесу леший – полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно.

Накануне Иванова дня (24 июня / 7 июля) лешего легко можно было увидать в лесу и даже заключить с ним договор. Это старались сделать особенно пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо. Праздником для леших считается Ильин день (20 июля / 2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверьё бродит на свободе. На Агафона-огуменника (22 августа / 4 сентября) лешие выходят из лесу и носят по деревням, норовя раскидать снопы, поэтому хозяева в эти день и ночь стерегут свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу.

Домовые плач домовых

Говорят, домовой и по сю пору живет в каждой деревенской избе, да не каждому об этом ведомо. Зовут его дедушкою, хозяином, суседкою, доможилом, бесом-хороможителем, но это всё он – хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Конечно, он может и во сне щекотать, и греметь по ночам посудою, или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства.

Главное же дело его – досмотр за хозяйством. Если ему жилье по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу к ней пошел. Зато ленивым и нерадивым он охотно помогает запускать хозяйство, мучает людей до того, что давит по ночам чуть не до смерти или вовсе сбрасывает с постелей. Если слышится плач домового, даже в самой избе, – быть покойнику. Смерть самого хозяина предрекает домовой тем, что, садясь за его работу, прикрывает голову его шапкою. Перед чумою, пожаром и войною домовые выходят из села и воют на выгонах.

Баба-яга светящиеся черепа

Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, которой издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её почти безграничные возможности. Раньше верили, что Баба-яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но всё-таки Баба-яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма.

Ведьма чародейная сила

Чем опасна ведьма? Она насылает порчу на людей и животных, разводит влюбленных и разрушает добрые семьи – просто так, от злобной души, – выдаивает молоко у чужих коров, так что у них вымя сохнет, наводит погибель на чужие поля, может учинить засуху. Больше всего вреда наносят ведьмы в полнолуние или новолуние, в грозовые «воробьиные» ночи, когда черт воробьев меряет, а еще накануне больших годовых праздников: на Ивана Купалу, Юрьев день, Благовещенье, Пасху, Рождество. Ведьмы владеют способностью летать по воздуху на помеле, кочергах, в ступах и т.п. Согласно древним преданиям, все ведьмы и колдуны очень любят повеселиться, собравшись вместе. Излюбленные места их сборищ – перекрестки дорог, некоторые деревья (дуб, груша, сосна, береза), где они веселятся, танцуют или дерутся меж собой. По самым большим праздникам: на Коляду или Рождество (25 декабря/7 января), на Благовещенье (25 марта/7 апреля), на Пасху,

Бесы откуда взялись бесы?

Бес - старинное наименование злобного божества. Происходит оно от слова «беда», «бедствовать». «Бес» - приносящий беду. Бесы - общее название всех нечистых духов и чертей (старославянское «черт» означает - проклятый, заклятый, перешедший черту). Народное воображение издревле рисует бесов черными или темно-синими, с хвостами, рогами, крыльями, а обыкновенные черти обычно бескрылы. На руках и ногах у них когти или копытца. Бесы востроголовы, как птицы сычи, а также хромы. Они сломали себе ноги еще до сотворения человека, во время сокрушительного падения с неба. Живут бесы повсюду: в домах, омутах, заброшенных мельницах, в лесных чащобах и болотах. Все бесы обыкновенно невидимы, но они легко обращаются в любых зверей или животных, а также в людей, но непременно хвостатых, которым приходится тщательно прятать эти хвосты от проницательного взора. Какой бы образ ни принимал на себя бес, его всегда выдает сильный, очень громкий голос с примесью устрашающих и зловещих звуков. Иногда он каркает черным вороном или стрекочет проклятой сорокой. Время от времени бесы, бесихи (или бесовки) и бесенята собираются на шумные празднества, поют и пляшут. Именно бесы изобрели на погибель роду человеческому и вино, и табачное зелье.

Лысая гора полет на шабаш