Диалектика-материалистическая концепция истины. Критерии истины, виды и примеры Главный критерий истины для диалектического

Диалектика-материалистическая концепция истины базировалась на принципах активного отражения действительности, признания объективности истины, а также на раскрытии механизмов процесса постижения истины. Всякая ис- тина, коль она является отражением объективного (т.е. существующего независимо от человека) мира, включает в себя содержание, которое не зависит от че- ловека и человечества. По форме наши знания субъективны, они представляют собой продукт познавательной деятельности, человеческой активности. По со- держанию же истины объективны: это содержание суть отраженная реальность, а сама эта реальность не зависит от человека. Поэтому всякая истина представ- ляет собой объективную истину. Таким образом, постулат (принцип) объектив- ности характеризует ее с точки зрения содержания знания. Признавать объек- тивную истину, значит признавать, что мир существует независимо от нас, объективно, и, что наше знание способно адекватно, т.е. верно отразить мир. Отрицание же объективной истины подрывает науку, низводя ее до простой ве- ры, конвенции (соглашения).
Одной из попыток совершенствования классической концепции истины является семантическое определение истины, данное польским логиком А. Тарским (1902-1984) в его работе «Понятие истины в форма лизованных языках». Цель данного подхода заключается не в опровержении классической концепции истины, а в ее совершенствовании, рационализации, ибо, как считал А. Тар- ский, любая реконструированная формулировка понятия истины должна соответствовать аристотелевскому ее определению и отвечать двум требованиям: материальной адекватности и формальной непротиворечивости. Например, ут- верждение «снег бел» - истинно, если снег действительно бел (т.е. формулиров- ка или предложение обозначает определенную ситуацию в реальности и отвеча- ет первому требованию - материальной адекватности); «Р» истинно - имя этого предложения в рамках формализированного объектного языка. Формулируя второе требование - формальной непротиворечивости, - Тарский осуществляет формально-логическое уточнение классической концепции истины. В этом плане его теория истины является логической, а не философской теорией, поскольку она предполагает перевод предложения «Р» из формализованного объектного языка в метаязык (греч. meta- после, за, позади; это язык, на основе которого
происходит исследование объектного языка), в котором оказывается возможным построить непротиворечивое определение истины.
В современной философии предпринимаются попытки критического пере- смотра классической концепции истины и замены ее некоторыми альтернатив- ными подходами. В данном случае истина лишается ее классического статуса и трактуется как такое знание, которое непротиворечиво, самосогласованно, коге- рентно (истоки данного подхода можно увидеть у Канта, с точки зрения которо- го существует взаимная согласованность, единство чувственного и логическо- го, что и определяет содержание и смысл истины; эта тенденция прослежива- ется в рамках неопозитивизма, когда истина рассматривается как логическое совершенствование системы знания); как форма психического состояния лич- ности (Кьеркегор); как ценность, которая не существует, но значит (Риккерт); как идеальный конструкт (Н. Гартман); как такое знание, которое полезно для человеческих действий (что характерно для прагматизма и его представите- лей Ч. Пирса, У. Джемса и др.). При таком подходе отвергается принцип объ- ективности знания. Так, с точки зрения прагматизма, реальность внешнего мира недоступна для человека, поэтому единственно, что может установить человек, это не соответствие знаний действительности, а эффективность, полезность знаний. Именно полезность и есть основная ценность человеческих знаний, ко- торая достойна именоваться истиной.
Оставаясь лишь в пределах знания, не представляется возможным решить вопрос о критерии истинности. Единственной формой выхода за пределы знания является практика, практическая деятельность людей. Практика - уникальный процесс, который обеспечивает контроль за истинностью наших знаний. В прак- тике решается вопрос соотношения знания и реальности.
К самой практике необходим исторический подход, ибо всякая практика представляет собой жизнь общества в различных его измерениях в определен- ных исторических условиях, а значит и практику как критерий истины необхо- димо рассматривать исторически. Это означает, что практика представляет со- бой единство абсолютного и относительного. Момент абсолютности практики оз- начает, что именно этот критерий позволяет установить объективную истинность знания, его соответствие реальности. Относительность практики как критерия истины выступает тогда, когда мы рассматриваем отдельный отрезок историче- ского развития в соответствии с достигнутым уровнем практической деятельно- сти людей. Так, практика греков не могла установить факт делимости атомов, который был установлен в конце XIX века. На современном этапе развития
практика не может подтвердить все теории, гипотезы, обосновываемые учены- ми. Однако практика - единственный процесс, который обеспечивает контроль за истинностью наших знаний.

Вопрос о том, существует ли истина, выступал в исто­рии философии как проблема. Уже Аристотель приводит сложившиеся в его время различные позиции в решении этого важ­ного вопроса.

Одни философы утверждали, что истины не существу­ет вообще и в этом смысле ничто не истинно. Обоснова­ние: истина есть то, чему присуще прочное бытие, в дей­ствительности же ничто не существует как нечто прочное, неизменное. Следовательно, все ложно, все существую­щее лишено реальности.

Другие полагали, что все, что существует, существует как истинное, поскольку истина есть то, чему присуще бытие. Следовательно, все существующее истинно.

Здесь следует иметь в виду, что истина не тождествен­на самому бытию вещей. Она есть свойство знания. Само же знание - результат размышления. Совпадение (тож­дество) содержания мысли (идеи, понятия, суждения) и содержания предмета есть истина. Таким образом, в са­мом общем и простом понимании истина - это соответ­ствие (адекватность, тождество) знания о предмете само­му предмету.

В вопросе о том, что такое истина, разграничивают две стороны.

1. Существует ли объективная истина, т.е. может ли в человеческих представлениях быть такое содержание, соответствие которого объекту не зависит от субъекта? Последовательный ма­териализм на этот вопрос отвечает положительно.

2. Могут ли человеческие представления, выражаю­щие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, условно, относительно? Этот вопрос есть вопрос о соот­ношении истины абсолютной и относительной. Совре­менный материализм признает существование абсолют­ной и относительной истины.

С точки зрения современного (диалектического) материализма истина существует , она единосущна , т.е. – объективна, абсолютна и относительна.

Критерии истины

В истории развития философской мысли вопрос о критерии истины решался по-разному. Выдвигались различные критерии истины:

    чувственное восприятие;

    ясность и отчетливость представления;

    внутренняя согласованность и непротиворечивость знания;

    простота (экономность);

    ценность;

    полезность;

    общезначимость и общепризнанность;

    практика (материальная чувственно-предметная деятельность, эксперимент в науке) .

Современный материализм (диалектический мате­риализм) рассматривает практику как основу позна­ния и объективный критерий истинности знания, поскольку она обладает не только достоинством всеоб­щности, но и непосредственной действительности. В естественных науках аналогичным практике крите­рием считается эксперимент (или экспериментальная деятельность).

Абсолютность практики как критерия истины заклю­чается в том, что помимо практики не существует ника­кого другого окончательного критерия истинности.

Относительность практики как критерия истинности состоит в том, что: 1) посредством отдельного единичного акта практического испытания и проверки нельзя дока­зать полностью, раз и навсегда (окончательно) истинность или неистинность какой-либо теории, научного положе­ния, представления, идеи; 2) всякий данный единичный результат практической проверки, доказательства и оп­ровержения может быть понят и истолкован по-разно­му, исходя из предпосылок той или иной теории, причем каждая из этих теорий хотя бы частично подтверждается или опровергается практикой, данным конкретным экс­периментом и поэтому является относительно истинной.

Объективность истины

Объективная истина - это такое содержание знаний, соответствие которого объективной действительности (предмету) не зависит от субъекта. Однако объективность истины несколько иного рода, чем объективность материального мира. Материя нахо­дится вне сознания, тогда как истина существует в созна­нии, но по своему содержанию не зависит от человека. Например: не зависит от нас то, что некоторое содержа­ние наших представлений о предмете соответствует это­му предмету. Земля, говорим мы, вращается вокруг солн­ца, вода состоит из атомов водорода и кислорода и т.п. Эти утверждения объективно истинны, так как их содер­жание обнаруживает свое тождество с действительнос­тью, независимо от того, как мы сами оцениваем это содержание, т.е. считаем ли мы сами его определенно истинным или определенно ложным. Независимо от этой нашей оценки оно либо соответствует , либо не соответ­ствует действительности. Например, наше познание от­ношения Земли и Солнца выразилось в формулировке двух противоположных утверждений: «Земля вращается вокруг Солнца» и «Солнце вращается вокруг Земли». Ясно, что только первое из данных утверждений (даже если мы ошибочно отстаиваем нечто противоположное) оказывается объективно (т.е. независимо от нас) соответ­ствующим действительности, т.е. объективно истинным.

Абсолютность и относительность истины

Абсолютность и относительность истины характери­зует степень точности и полноты знаний.

Абсолютная истина представляет собой полное тожде­ство (совпадение) содержания наших представлений о предмете и содержания самого предмета. Например: Земля вращается вокруг Солнца, я существую, Наполеон умер и т.п. Она есть исчерпывающее, точное и верное отраже­ние самого предмета иди отдельных его качеств, свойств, связей и отношений в сознании человека.

Относительная истина характеризует неполное тож­дество (совпадение) содержания наших представлений о предмете и самого предмета (действительности). Отно­сительная истина - это относительно точное для данных условий, для данного субъекта познания, относительно полное и относительно верное отражение действительно­сти. Например: сейчас день, материя есть вещество, со­стоящее из атомов и т. п.

Чем определяется неизбежная неполнота, ограничен­ность и неточность наших знаний?

Во-первых, самим объектом, природа которого может быть бес­конечно сложна и многообразна;

Во-вторых, изменением (развитием) объекта, соответственно должны изменяться (развиваться) и уточняться наши знания;

В-третьих, условиями и средствами познания: сегодня мы пользу­емся одними, менее совершенными приборами, средствами познания, а завтра - другими более совершенными (на­пример, лист, его строение при рассмотрении невооружен­ным глазом и под микроскопом);

В-четвертых, субъектом познания (человек развивается соответ­ственно тому, как он научается воздействовать на природу, изменяя ее, он изменяется сам, а именно - растут его знания, совершенствуются познавательные способности, например, слово «любовь» в устах ребенка и взрослого чело­века - разные понятия).

Согласно диалектике, абсолютная истина складыва­ется из суммы относительных истин, подобно тому, как, например, разбитый на части предмет можно аккуратно сложить, соединив похожие и совместимые его части, тем самым дать полную, точную, верную картину целого предмета. При этом, разумеется, каждая отдельная часть целого (относительная истина) отображает, но не полно, частично, фрагментарно и т.д. целый предмет (абсолют­ная истина).

Следовательно, можно заключить, что исторически условна (конечна, изменчива и преходяща) форма , в которой выражено зна­ние, а не сам факт соответствия знания объекту , его объек­тивное содержание.

Истина и заблуждение. Критика догматизма и релятивизма в познании

Истине, как конкретному выражению имеющегося тождества знания и действительности, противоположно заблуждение.

Заблуждение - это неправомерное превращение от­дельных моментов развивающейся истины во все целое, во всю истину или произвольное завершение процесса развития знания его отдельным результатом, т.е. это либо неправомерное превращение относительной исти­ны в истину абсолютную, либо абсолютизация отдель­ных моментов истинного знания или его результатов.

Например: что такое слива? Если взять отдельные моменты того, что может характеризовать «дерево сливы» и затем рассматривать каждый отдельный момент как все целое, то это будет заблуж­дение. Дерево сливы - это и корни, и ствол, и ветви, и почка, и цветок, и плод не в отдельности, а как развивающееся целое.

Догматизм метафизически противопоставляет истину и заблуждение. Для догматика истина и заблуждение абсолют­но несовместимы и исключают друг друга. Согласно это­му взгляду, в истине не может быть ни грамма заблужде­ния. С другой стороны, и в заблуждении не может быть ничего от истины, т.е. истина понимается здесь как абсолютное соответствие знания объекту, а заблужде­ние - это абсолютное их несоответствие. Таким образом, догматик признает абсолютность истины, но отрицает ее относительность.

Для релятивизма, напротив, характерна абсолютизация моментов относительности истины. Поэтому релятивист отрицает абсолютную истину, а вместе с ней объективность истины. Всякая истина для релятивиста относительна и в этой своей относительности субъективна.

Конкретность истины

Конкретность в познании реализуется как движение восхождения исследующей мысли от неполного, неточно­го, несовершенного выражения какого-либо результата познания к более полному, более точному и многосторон­нему его выражению. Именно поэтому истинное знание, выраженное в отдельных результатах познания и обще­ственной практики, не только всегда исторически обус­ловлено и ограничено, но и исторически конкретно.

Согласно диалектическим представлениям, каждый данный момент, сторона предмета как целого еще не есть все целое. Точно так же и вся совокупность отдельных моментов и сторон целого не представляет еще самого целого. Но она становится таковой, если мы не рассмат­риваем совокупную связь этих отдельных сторон и час­тей целого в процессе развития. Только в этом случае каждая отдельная сторона выступает как относительный и преходящий через один из своих оттенков момент цело­стности и обусловливаемого ею развития данного конк­ретного содержания предмета.

Отсюда общее методологическое положение конкрет­ности можно сформулировать следующим образом: каж­дое отдельное положение истинной системы знания, точно так же как и соответствующий момент его практической реализации, истинен на своем месте, в свое время, в данных условиях, и должен рассматриваться лишь как момент в поступательном развитии предмета. И наоборот - каж­дое положение той или иной системы знания неистинно, если его изымать из того поступательного движения (раз­вития), необходимым моментом которого он является. Имен­но в этом смысле действительно положение: абстрактной истины нет - истина всегда конкретна. Или абстрактная истина, как нечто оторванное от своей реальной почвы, от жизни - это уже не истина, а истина, включающая в себя момент заблуждения.

Едва ли не самое сложное - оценить конкретное в его конкретности, то есть в многообразии всех действитель­ных связей и отношений предмета в данных условиях его существования, применительно к индивидуальным особен­ностям того или иного исторического события, явления. Конкретно - значит исходя из своеобразия самого пред­мета, из того, что отличает данное явление, историческое событие от других, ему аналогичных.

Принцип конкретности исключает любое произволь­ное принятие или выбор предпосылок познания. Дей­ствительные предпосылки познания, если они истинны, должны заключать в себе возможность своего осуще­ствления, т.е. они всегда должны быть адекватным вы­ражением конкретной связи определенного содержания теории со столь же определенной действительностью. Это и есть момент конкретности истины. Мы, напри­мер, знаем, что плоды бывают только после посева. Потому сначала сеятель приходит, чтобы сделать свою работу. Но приходит он в определенное время, и делает именно то и так, что и как нужно делать в это время. Когда посеянное зерно принесет плоды, и плоды созре­ют, приходит жнец. Но и он тоже приходит в определен­ное время и делает то, что можно сделать в это самой природой определенное время. Если плодов нет - нет надобности и в работе жнеца. Истинно знающий знает предмет во всех его существенных отношениях, знает сроки каждого отношения, поэтому он знает конкретно: а имен­но - что, где, когда и как нужно делать.

Таким образом, с точки зрения диалектики не в отдель­ном моменте (пусть даже существенном) истина. Каждый отдельный момент истинен не сам по себе, а лишь в своей конкретной связи с другими моментами, на своем месте, в свое время. Именно эта связь отдельных моментов пред­метной сущности в ее развитии может дать нам истину конкретного целого.

S: «Всё действительное разумно, всё разумное действительно» – это высказывание…

+: Г.В. Ф. Гегеля

S: Укажите правильную формулировку трёх законов диалектики в философском учении Гегеля:

+: закон отрицания отрицания, перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей

S: Укажите формулировку категорического императива И. Канта:

+: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом»

S: Представители классической немецкой философии -…

+: К.Маркс, Ф. Энгельс

S: Антропологическим материализмом называют учение, которое создал…

+: Л. Фейербах

S: Гуманисты эпохи Возрождения -…

+: Николай Кузанский, Николай Коперник

S: Представитель рационализма в философии Нового времени -…

+: Р. Декарт

Западная философия XIX-XXI вв.

S: Марксистская философия – это…

+: диалектический и исторический материализм

S: О. Конт и Г. Спенсер – представители…

+: позитивизма

S: У истоков учения о ноосфере в начале ХХ века стояли...

+: В. И. Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден

S: Проблема значения «пограничных ситуаций» в достижении человеком подлинного существования разрабатывалась в философском учении ХХ века -...

+: экзистенциализм

S: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей – представители…

+: «философии жизни»

S: Экзистенциализм получил свое название от термина «экзистенция», что означает…

+: существование

S: Представители неопозитивизма -…

+: М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн

S: Философское направление, представители которого считают, что подлинное знание может быть получено только средствами естественных наук -…

+: позитивизм

S: Учение об архетипах (коллективном бессознательном) создал…

+: В. К. Юнг

S: Укажите суть материалистического понимания истории в марксизме:

+: материальное производство играет определяющую роль по отношению к другим

S: Одна из важнейших категорий философского учения Ф. Ницше –…

+: «воля к власти»

S: Учения А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона и В. Дильтея объединяются в направлении, получившем название «философия жизни», потому что в них…

+: утверждается необходимость замены категории «бытие» на понятие «жизнь»

S: В логическом позитивизме утверждается, что…

+: философия не имеет предмета исследования, так как не является наукой о реальности

S: Теория истолкования текстов -…

+: герменевтика

S: Один из основоположников диалектико-материалистического учения, автор теории общественно-экономических формаций -…

+: К. Маркс

Русская философия

S: В основе философского учения Вл. Соловьева лежит идея…

+: всеединства

S: Представителями русского космизма были…

+: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский

S: «Славянофилы» 40-х гг. XIX века…

+: в самобытности исторического прошлого России видели залог ее всечеловеческого призвания

S: Представители русского космизма -…

+: В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Фёдоров

S: Представители славянофильского учения в России XIX в. -…

+: А.С. Хомяков, И. В. Киреевский

S: Русские религиозные философы XX в. -….

+: С. Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков

S: Произведение П. Я. Чаадаева, положившее начало дискуссии западников и славянофилов называется...

+: «Философские письма»

S: Теория культурно-исторических типов была разработана…

+: Н.Я. Данилевским

S: Наиболее характерной чертой русской философии является…

+: обостренное внимание к проблемам этики, смысла человеческой жизни

S: Основоположник русского марксизма -…

+: Г.В. Плеханов

Предмет и функции философии

S: В отличие от математики и естествознания, философское познание выступает как…

+:универсальное теоретическое познание, способность интеллекта к сверхопытному постижению реальности

S: Термин «философ» впервые употребил…

+: греческий математик и мыслитель Пифагор

S: Любовь к мудрости – это перевод с греческого языка термина…

+: философия

S: К вечным проблемам человеческого бытия НЕ относятся проблемы…

+: глобализации

S: Интегративная функция философии заключается в том, что она…

+: сводит знания, доставляемые различными дисциплинами, в единую целостную научную картину мира

S: Способность философии опережать научные открытия отражается в ### функции/

+: прогностической

Онтология

S: Основная проблема, решавшаяся философами Милетской школы в Древней Греции - …

+: проблема первоначала мира

S: Основа бытия, существующая сама по себе, независимо ни от чего другого, -…

+: субстанция

S: Онтология – это…

+: учение о бытии, о его фундаментальных принципах

S: Первоосновой мира в философии Гегеля является…

+: Абсолютная Идея

S: Укажите тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

+: «начало всех вещей - вода»

S: Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма, -…

+: индивидуальное бытие человека

S: Продолжите следующее определение: всеобщая, универсальная и единственная в своём роде способность существовать, которой обладает любая реальность, называется…

+: внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она и существует

S: Укажите трактовку природной формы бытия в философии:

+: материализованные, то есть видимые, ощущаемые, осязаемые и т.п. состояния природы, которые существовали до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем

S: Основоположники марксизма под бытием понимали…

: некое духовное начало

S: Основополагающая часть метафизики - онтология – означает…

+: учение о предельных, фундаментальных основах бытия

S: Укажите наиболее распространённую точку зрения на то, что такое бытие:

S: Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И.Ленину, называется…

+: материей

S: В марксизме материя трактуется как…

+: объективная реальность

S: Материя есть первоисточник бытия, утверждает…

+: материализм

+: материя

S: Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах, -…

+: пространство

S: В диалектическом законе взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывается…

+: механизм развития

S: Философское понятие, которым обозначается способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности других систем в процессе взаимодействия с ними, -…

+: отражение

S: Учение, считающее материальную и духовную субстанцию равноправными началами, -…

+: дуализм

+: материя

S: В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея…

+: сложной системной организации материи

S: Развивая диалектическое представление о мире, марксизм рассматривает материю как…

+: бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира, существующее только в многообразии конкретных объектов, через них, но не наряду с ними

S: Укажите понятие материи в материализме:

S: Основное свойство движения материи -…

+: движение есть изменение вообще, способ существования материи

S: Способ существовании материи -…

+: движение в пространстве и времени

S: Учение о том, что «материя без движения так же немыслима, как и движение без материи», разработано …

+: диалектическим материализмом

S: В древнегреческой философии движение, любое изменение понималось как иллюзия чувственного мира в учении…

+: Парменида

S: Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному -…

+: регресс

S: Всякое изменение, взаимодействие, развертывающиеся в пространстве и во времени – это…

+: движение

S: Высшая форма движения материи – это…

+: социальное движение

S: Постепенные изменения в обществе и природе -…

+: эволюция

S: Социальная форма движения материи не может быть осуществлена без…

+: сознания - общественного и индивидуального, которое встроено в общественную

S: Форма движения материи, не указанная в классификации, предложенной Ф.Энгельсом -…

+: кибернетическое

S: Движение как способ существования материи – это…

+: изменение вообще

Пространство-время

S: Форма бытия материи, характеризующая протяжённость, структурность любых материальных систем, обозначается понятием…

+: пространство

S: Совокупность отношений, выражающих координацию изменяющих друг друга состояний их последовательность и длительность – это…

S: Пространство и время есть врожденные, доопытные формы чувственности. Так считал…

S: Последовательность состояний отражает категория…

+: времени

+: пространство

S: Укажите сущность реляционной концепции пространства и времени:

+: пространство и время зависят от материальных процессов и выражают взаимоотношения реальных объектов

S: Не является свойством времени…

-: необратимость

S: Не является свойством пространства…

+: хаотичность

S: Социальное время и социальное пространство имеют сложную структуру, которая выражается в том, что…

+: они формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать

S: Социальное пространство-время вписано в пространство биосферы и космоса и имеет свою специфику. Укажите её:

+: формируется благодаря деятельности людей и несёт на себе печать социальных

S: Социальное время есть мера изменчивости общественных процессов. Это выражается в том, что…

+: на разных этапах развития общества время имело свои характеристики: замедленное - на ранних, нацеленное на будущее, как бы уплотнено и ускорено – на более поздних

S: Связь между движущейся материей, пространством и временем выявила…

+: теория относительности

+: весь мир структурно организован, то есть все части и элементы определённым образом расположены друг относительно друга

S: Укажите свойство, которое не является характеристикой пространства:

+: свойство постоянной изменчивости

S: Пространство и время понимались как самостоятельные сущности, не зависящие друг от друга, от движущихся тел, от материи в целом в рамках концепции, получившей название…

+: реляционная

S: Концепция, трактующая пространство и время как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами -…

+: реляционная

S: Философское понимание времени заключается в том, что время…

+: время – это форма существования материи

S: Укажите характеристику пространства как философской категории:

+: для пространства как формы бытия материи, присущи такие свойства как

Методология

S: Мысленное или реальное расчленение объекта на элементы – это…

S: Мысленное или реальное соединение различных элементов объекта в единое целое – это…

S: Внутреннее содержание предмета в единстве всех его свойств и отношений выражает категория…

+: сущности

S: Наиболее общие фундаментальные понятия -это…

S: Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется…

+: атрибутом

S: Равноправие материального и духовного первоначал бытия провозглашает…

+: дуализм

S: Существование множества исходных оснований и начал бытия утверждает…

+: плюрализм

S: Теория самоорганизации сложных систем именуется…

+: синергетика

S: Закон «отрицания отрицания» объясняет, …

+: в какой форме осуществляется развитие

S: Синергетика изучает…

+: закономерности самоорганизации в открытых неравновесных системах

S: Умение видеть в предметах разные аспекты, не теряя при этом представления об их единстве, а также способность к гибкому, разностороннему, многогранному подходу к одним и тем же явлениям формирует…

+: диалектика

S: Неотъемлемые свойства, без которых немыслимо существование какого-либо предмета, называются в философии…

+: атрибутами

S: Концепция самоорганизации природы как процесса взаимодействия противоположных тенденций, созданная в XX веке бельгийским учёным И.Пригожиным называется, …

+: синергетика

Диалектика

+: явление

+: случайное

+: следствие

+: действительное

+: единичное

6: Закон диалектики, раскрывающий источники самодвижения и развития мира -…

7: Закон диалектики, вскрывающий наиболее общий механизм развития…

+: закон перехода количественных изменений в качественные

8: Ключевым моментом диалектической концепции является принцип…

+: противоречия

+: количество

10: Не является законом диалектики -…

+: закон о взаимопереплетении причин и следствий

11: Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется…

+: законом

12: Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется…

+: диалектика

13: Закон – это…

+: объективная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между

явлениями

14: Закон «взаимоперехода количества в качество» показывает, …

+: каков механизм развития

15: Ядром диалектики является…

+: закон единства и борьбы противоположностей

16: Целостной характеристикой «вещей» как систем с определённой структурой, выполняющих те или иные функции, существующих во взаимосвязи и отношениях с другими «вещами», является…

+: качество

17: Относительную устойчивость системы в определённом промежутке времени при сохранении основных признаков, характеристик, обеспечивающих её жизнедеятельность и существование, отражает категория…

+: качество или качественная определённость

18: Единственным критерием скачка в диалектике, независимо от скорости его протекания (интенсивной, постепенной, взрывной), служит…

+: качественное изменение предмета, процесса, явления

19: Переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое в результате превышения меры осуществляется…

+: скачком

20: Диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определённость предмета, называется…

21: Определённость предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов, называется…

+: качеством

22: Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием…

+: качество

23: Предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование -…

+: возможность

24: Однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечёт за собой вполне определённое явление-следствие, называется…

+: необходимостью

25: Синергетика – это междисциплинарная область знания, ориентированная на…

+: поиск эволюции и самоорганизации открытых неравновесных нелинейных систем

26: Стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга, являются…

+: диалектическими противоположностями

27: Устойчивые, повторяющиеся связи тех или иных явлений называют…

+: законами

28: Проблема всеобщей обусловленности явлений им процессов в мире обозначается понятием…

+: детерминизм

29: Закон единства и борьбы противоположностей выражает…

+: сущность процесса развития, его источник

30: Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно показывает…

+: механизм процесса развития

31: Диалектико-материалистическое понимание общественной жизни характеризуется…

+: утверждением, что общество развивается по тем же законам, что и природа

270. Конвенционализм понимает истину как...

Соглашение ученых по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории

2) соответствие знания объективной реальности

3) непротиворечие, самосогласование знание

4) знание, полезное для человека

271. У сторонников истиной считается все, что полезно

Прагматизма

2) марксизма

3) неотомизма экзистенциализма

4) прагматизм считает истиной...

272. Очевидные и достоверные факты соответствие знаний об объекте самому объекту

1) общезначимость коллективных представлений

Знание, ведущее к успешному действию

273. Согласно классической позиции истина есть теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации

1) то, что признается таковым большинством

Соответствие знаний объективной реальности

274. Окончательное знание определенных аспектов действительности - это

2) гипотеза

3) относительная истина

Абсолютная истина

275. Главным критерием истины для диалектического материализма является..

1) чувственные переживания

2) логические построения

Практика

4) самоочевидность и достоверность

276. Преувеличение значения абсолютной истины есть

1) гностицизм

2) агностицизм

Догматизм

4) скептицизм

277. Современная диалектико материалистическая трактовка истины предполагает, что

абсолютной истины не существует,

Истина есть процесс

2) Истина всегда субъективна,

Истина неразрывно связана с предметночувственной деятельностью, практикой

4) в познании следует стремиться к вечной и абсолютной истине.

278. Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как..

Ложь.

2) объяснение.

3) заблуждение.

4) фантазия.

279. 3нание не подтвержденное на данный момент практикой, либо недостаточно обоснованное логически, называется...

1) заблуждением

2) Достоверным

3) ошибочным

Гипотетическим

280. К формам практики как критерия истины не относится...



1) идеология

2) Общественное производство

3) Социально политическая деятельность

4) научноэксперементальная деятельность

281. Противоположность истины является....

2) сомнение

Заблуждение

282. Относительная и абсолютная истины это...

1) лишь разные уровни, или формы, истины тождественные понятия

2) формы субъективной истины

Исключаюшие друг друга моменты процесса познания

283. Каждая относительная истина...

Содержит в себе долю абсолютной

2) является препятствием на пути у абсолютной истине

3) тождественна абсолютной истине

4) не имеет никакого отношения к абсолютной

284. И относительная, и абсолютная истина.

Полное, исчерпывающее представление о предмете

2) имеют объективный характер

3) со временем могут быть пересмотрены

4) имеют субъективный характер

285. Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии...

1) абсолютность» Заблуждение»

2) конкретность » абстрактность»

286. Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение философ встает на позиции...

1) Объективного идеализма

2) материализма

3) Субъективного идеализма

4) прагматизма

287. С точкой зрения диалектического материализма в определении истины не согласуются следующие суждения

Истина это знание подтвержденное мифами

2) истина - это такое знание, руководствуясь которым мы создаем произведения искусства

Истина есть то, что просто и экономно описывает поток переживаний человека

4) истина - это такое знание, руководствуясь котором мы достигаем цели.

288. С диалектической точки зрения

1) истина есть единство объективного и субъективного

2) Существуют всеобщие абсолютные истины

3) истина всегда относительная

Истина есть единство

5) относительного и абсолютного

6) истина абсолютна, а заблуждения относительны

289. К объективным причинам появления заблуждений в науке следует отнести

1) невозможность достигнуть истины

2) Ошибки отдельных ученых

3) многоаспектность объекта познания

Процесс поиска истины, сопряженный с выдвижением

Предположений и гипотез

6) несовершенство методов познания

Особенности научного познания

290. К функциям науки не относится

1) эстетическая

2) Объяснительная

3) познавательная

4) Прогностическая

291. Информация, распространяемая антропологией, парапсихологией, уфологией, относится к так называемому знанию.

1) научному

2) квазинауному

3) паранаучному

4) донаучному

Псевдонаучным знанием называется в философии

1) протознание, которое в будущем станет наукой знание, спекулирующее на совокупности популярных теорий

Знание, полученное в результате отхода от принятых норм познавательного процесса

3) знание, не отвечающее критериям научности, но нашедшее поддержку власти

292. Искусство во всякого рода производстве называлось в античности

1) мышлением

Техникой

3) религией Опытом

293. К существу научной революции не относится..

1) создание новых исследовательских программ

2) построение новых теоретических концепций

Исследование истории предмета

294. Как наивысшую культурную ценность рассматривает научное знание...

1) волюнтаризм

Сциентизм

3) нигилизм

4) антисциентизм

295. Научно технический прогресс способствует росту этического нигилизма, считает. .

1) догматизм

2) либерализм

Антисциетизм

4) сциентизм

296. Наука выступает в качестве

1) формы культуры, способной объяснить все, что угодно

Духовнопрактической деятельности, направленной на познание сущности законов объективного мира

3) совокупности взглядов на мир и место человека в мире

Совокупности знаний накопленных человеком

297. Отличительными признаками научного знания считают: систематизированность, доказательность, а также..,

Проверяемость

2) вечность

3) истинность

4) личностный характер

298. Формальным отличием научной деятельности от ненаучной является наличие следующих компонентов:

1) серьёзность намерения учёного

2) научно исследовательский институт

3) точная фиксация фактов

Б. истины

В. красоты

Г. пользы

Д. успеха

Способ непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств есть...

А. интеллект

Б. интуиция

В. мышление

Г. представление

Д. ощущение

Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется...

Б. восприятием

В. знанием

Г. обманом

Д. иллюзией

Заблуждение отличается от лжи и дезинформации...

А. большей распространенностью

Б. свойством непреднамеренности

В. степенью объективности

Г. степенью субъективности

Д. степенью обоснованности

Марксистское понимание истины основывается на:

А. когерентной концепции истины

Б. конвенциональной концепции истины

В. корреспондентской концепции истины

Г. прагматической концепции истины

Д. религиозной концепции истины

Корреспондентская (классическая) концепция истины предполагает, что...

А. высказывание истинно, если то положение дел, о котором утверждается в высказывании, имеет место в мире

Б. высказывание истинно, если оно логически дедуцируется из исходных постулатов некоторой непротиворечивой теории

В. высказывание истинно, если его практическое использование ведет к достижению цели

Г. высказывание истинно, если оно соответствует принятым соглашениям

Материальная, чувственно-предметная деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов обозначается в марксизме понятием…

Б. политика

В. практика

Г. производство

Д. экономика

Главным критерием истины для диалектического материализма является (-ются)...

А. логическая непротиворечивость

Б. практическая деятельность

В. самоочевидность

Г. однозначность

Д. неизменность

Свойство истины, характеризующее ее независимость от познающего субъекта, - ...

А. абсолютность

Б. абстрактность

В. объективность

Г. реальность

Д. субъективность

Зависимость истины от условий, места и времени выражается в понятии ...

А. «абсолютность»

Б. «абстрактность»

В. «заблуждение»

Г. «конкретность»

Д. «объективность»

Постклассическое направление западноевропейской философии, представители которого поставили вопрос о познавательном статусе философского знания, получило название...

А. марксизм

Б. прагматизм

В. позитивизм

Г. экзистенциализм

Д. фрейдизм

Кому принадлежит следующее высказывание: «Человеческий дух по самой природе своей, в каждом из своих исследований пользуется последовательно тремя методами мышления, по характеру своему существенно различными и даже прямо противоположными друг другу: сначала теологическим методом, затем метафизическим и, наконец, положительным методом»?

А. Л. Витгенштейну

Б. О. Конту

В. Т. Куну

Г. К. Попперу

Д. Г. Спенсеру

Какое направление позитивизма носит так же название «эмпириокритицизм»?

А. неопозитивизм

Б. классический позитивизм

В. второй позитивизм

Г. постпозитивизм

Д. экзистенциализм

Мировоззренческие ориентации, в основе которых лежит признание или, соответственно, отрицание значения науки как общественного эталона и как достаточного условия для решения общественных проблем, обозначаются такими парными понятиями как:

А. альтруизм - эгоизм

Б. идеализм - материализм

В. рационализм - эмпиризм

Г. сциентизм – антисциентизм

Д. прогрессизм - консерватизм

Какую из научных дисциплин О. Конт поставил в основание своей «иерархии наук»?

А. астрономию

Б. биологию

В. математику

Г. физику

Д. социологию

Какое из направлений объединяет таких ученых как М. Шлик, Б. Рассел, Л. Витген-штейн ?

А. неопозитивизм

Б. классический позитивизм

В. второй позитивизм.

Г. постпозитивизм

Д. прагматизм

Представителю какого философского направления принадлежит следующее высказывание: Кому принадлежит следующее высказывание: «Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем, не ложны, а бессмысленны»?

А. марксизма

Б. прагматизма

В. позитивизма

Г. экзистенциализма

Д. фрейдизма

Какое из приведенных предложений является общей посылкой неопозитивизма ?

А. предложения наук, использующих описания предметов в терминах наблюдения, должны быть адекватно переведены на предложения из тех терминов, которые используются физикой

Б. реальное знание должно быть сведено к конечным и простым метафизическим сущностям – «логическим атомам»

В. логика и математика есть формальные преобразования в языке науки

Г. только те предложения имеют смысл, которые допускают сведение к предложениям, фиксируемым непосредственный чувственный опыт индивида или записи ученого