Солнце в религии и мифологии. Образ Солнца в верованиях древних славян

Смольникова Дарья 5 класс

Работа выполнена ученицей 5 класса. В работе анализируется отношение древних людей к солнцу, рассматриваются Боги Солнца в разных религиях.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа пгт АТАМАНОВКА

УО МР Читинский район Забайкальский край

Исследовательская работа

Образ солнца в ранних религиях.

Руководитель: Чугунова Ольга Павловна, 13 разряд

Атамановка, 2013г.

Введение

Так прекрасно светишь ты, Солнце,

На светлой поверхности неба, полное живой жизни,

Положившее вначале начало самой жизни…

Аменхотеп 4, 14 век до н.э.

Как грустно в холодный дождливый день без солнышка! И как мы радуемся, когда оно, наконец, проглядывает из-за туч.

Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена. Древним людям оно представлялось могучим существом, от которого зависело все: не будь Солнца, не было бы ни растений, ни животных, ни человека.

Тысячи лет назад люди видели, как и мы сегодня, что каждое утро Солнце восходит, проходит свой дневной путь по небу и заходят за горизонт. Но почему так происходит, они не знали. Вот и придумывали разные легенды.

Древние люди все, что видели на небе, сравнивали с собой, с частями человеческого тела. Так, жители древней Африки считали, что Солнце - это человек, у которого светятся подмышки. Поднимет он руку - становится светло, наступает день, опускает руку, ложится спать - наступает ночь. Древние китайцы думали, что Вселенная - это тело великана, который рос почти 17 тыс. лет, до тех пор, пока небо не отделилось от Земли. И когда великан умер, его левый глаз стал Солнцем, правый - Луной, а голос - громом.

Эти легенды могут кому-то показаться наивными, но в каждой из них имеется попытка объяснить загадочные явления природы. Прошло еще очень много лет, прежде чем люди получили достоверные сведения о Солнце, звездах и планетах.

Возможно, ли опираясь на мифы и легенды описать мировоззрение древнего человека, место небесного светила в представлениях древних людей? Именно это я постараюсь объяснить в своей работе.

Цель моей работы: показать роль солнца в древних религиях, выяснить насколько правдоподобны были эти мифы.

Моя работа состоит из частей:

  1. Актуальность темы.
  2. Молох – библейский бог Солнца
  3. Ярило – славянский бог Солнца.
  4. Амон-Ра – древнеегипетский бог Солнца.
  5. Заключение.

Аполлон

Аполлон – бог Солнца и Музыки у древних римлян, которые приняли веру в него от греков. Аполлон-сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды, один из главнейших богов олимпийского пантеона. Златокудрый, сребролукий бог-охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида-Луну).

Более поздняя мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего. В классическом олимпийском пантеоне Аполлон-покровитель певцов и музыкантов, предводитель муз. Его образ становится все более светлым и ярким, а имя постоянно сопровождается эпитетом Феб (др. греч. Фойбос, чистота, блеск, («лучезарный»- в греческой мифологии). Сложный и противоречивый образ Аполлона объясняется тем, что Аполлон первоначально был божеством догреческим, вероятно, малоазийским. Его глубокая архаичность проявляется в тесной связи и даже отождествлении с растительным и животным миром. Постоянные эпитеты Аполлона-лавр, кипарис, волк, лебедь, ворон, мышь. Но значение архаического Аполлона отступает на второй план по сравнению с его значением, как солнечного бога. Культ Аполлона в классической античной мифологии поглощает культ Гелиоса и даже теснит культ Зевса.

Митра

Митра, в древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряжённой четвёркой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

У него было 10 000 ушей и глаз; мудрый, он отличался отвагой в бою. Этот бог мог благословлять почитавших его, даруя им победу над врагами и мудрость, к врагам же не проявлял милости. Как бог плодородия, он приносил дождь и вызывал рост растений. Согласно одному из древних преданий, Митра, являясь к людям солнцем, создавал связь между Ахурамаздой и Ангро-Майнью, повелителем тьмы. Это предположение основывалось на понимании роли Солнца как знака постоянного перехода состояний света и тьмы.

Древние верили, что Митра при рождении вышел из скалы, вооружённый ножом и факелом. О распространении его культа свидетельствуют росписи в подземных гробницах, почти все посвящённые убийству им быка Геуш Урвана, из тела которого появились все растения и животные.

Считалось, что регулярные приношения быков в жертву Митре обеспечивали плодородие природы. Культ Митры был весьма популярен и за пределами Персии, особенно его почитали римские легион

Тонатиу

Тонатиу в мифологии ацтеков бог неба и Солнца, бог воинов. Управляет 5-й, нынешней, мировой эпохой. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами принесённых в жертву животных и воинов, павших в боях. По представлениям ацтеков, вселенная пережила несколько эр, во время которых Солнцем были различные боги. В текущей, пятой, эре им стал Тонатиу под календарным именем Науи Олин.

В Антропологическом музее в Мексике хранится знаменитый ацтекский календарный «Камень Солнца»- огромный базальтовый монолит диаметром 3,5 метра и весом 24,5 тонны. Раньше он был цветной. Он отражает представления древних о далёком прошлом. В центре камня изображён Тонатиу Майя – бог Солнца нынешней эпохи. По сторонам расположены символы четырёх предшествующих эпох.

Камень Солнца - «Ацтекский календарь», монумент ацтекской скульптуры 15 века, представляет собой базальтовый диск с резными изображениями, обозначающими годы и дни.

В центральной части диска изображён лик бога Солнца Тонатиу. В камне Солнца нашли символическое скульптурное воплощение представления ацтеков о времени. Камень Солнца найден в 1790 в г. Мехико, а сейчас хранится в музее антропологии.

Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая старая из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14-3 вв. до н.э.

Молох

Молох - нередко встречающееся в Библии имя семитического божества. Будучи нарицательным, оно прилагалось к различным божествам, главным образом – покровителям города или племени, например у аммонитян (Мильком –«их царь»,3 Цар. 11, 7) и жителей Тира (Мелькарт-«царь города). Молохом называли верховного бога и еврейские равнины; греки отождествляют его с Кроносом, римляне-с Сатурном. Молох – языческий бог природы, в частности – теплоты и жизненного огня, проявляющегося в Солнце. Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь Молоха именно через всесожжение, причём ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий; особенно часты были гекатомбы из них в случаях крайней опасности (напр. при осаде Карфагена Агафоклом), но и в обычное время они были нередки; напр. в Библии упоминается о «проведении через огонь» детей в долине Гинномской (геенне), в честь Молоха, при нечестивых еврейских царях. Дети клались на простёртые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костёр; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки. Традиционно Молох изображался в виде раскалённого круторогого Быка, в огненное чрево которого кидали приносимых в жертву младенцев и детей («проводили через огонь»). Однако позднее (в эпоху раннего средневековья) Молоха стали отождествлять с его посланником (геральдом) – «Рогатым Филином», символизировавшем всезнание и всепроникновение (сова видит во тьме и имеет угол обзора зрения в 270 градусов). Именно такой Филин – гигантский 12-метровый каменный идол (Great Owl, разумеется, с рогами) установлен в центре Богемной Рощи на берегу озера за алтарём, на котором совершается ритуальная кремация «Гнетущей Заботы». В самом Богемном Клубе аналогию с Молохом особо не скрывают: «Гнетущая Забота и её творенья не более чем сон. Как канули в веках Вавилон и благообразный Тир, исчезнет и она» (слова Третьего Жреца в «Кремации Гнетущей Заботы»). Впрочем, никакой «чистоты веры» у «бохосов» не прослеживается: вокруг ханаанского истукана преспокойно разгуливают в чёрных и красных рясах жрецы, явно позаимствованные из мистерий друидов. Те же кельтские корни и у древесной фейри Хамадреяды.

Ярило

Совсем иным было ярое солнце после зимней смерти природы. В апреле начинались весенние праздники возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. На нем была белая мантия, на голове венок из весенних цветов, в руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это – Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1)пронзительный весенний свет и тепло; 2)юная, стремительная и неуправляемая сила; 3)страсть и плодородие. Яр – это стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды. Ярый означает вспыльчивый, разъярённый. Ярица - поле пшеницы. Словом, всё это время предаётся буйным радостям жизни, иногда даже чрезмерным и небезопасным. Бывало, что на празднике Ярилы парни из – за какой-нибудь красавицы устраивали настоящее побоище.

На празднике выбирали для Ярилы невесту и нарекали ее Ярилихой. Девушку одевали во все белое, голову украшали венком и, привязав к одиноко стоящему дереву, водили вокруг нее хоровод и пели песни.

Второй раз Ярилу чествовали ближе к середине лета. Молодежь собиралась за селением, на специальном месте – «ярилиной плешке». Здесь весь день шумело гуляние, народ угощался, пел, танцевал и чествовал юношу и девушку в белых одеждах, украшенных бубенцами и яркими лентами, - Ярилу и Ярилиху. С наступлением темноты зажигали многочисленные «ярилины огни». Иногда празднества заканчивались «похоронами» Ярилы и его невесты – соломенные чучела с масками из глины выносили в поле и оставляли там или бросали в воду. Этим люди будто говорили: «Побесились и хватит, пора и честь знать». Да и некогда больше было веселиться и плясать – с каждым днем прибавлялось все больше работы в поле.

Имя Ярилы сохранилось в названии многих славянских селений. Это Яриловичи, Яриловая роща и река Ярынь в Белорусии, Ярилово поле в Костромской области, Ярилова долина во Владимирской области.

Бог РА (РЕ)

Это верховный бог, стоящий у истоков всего сущего.Владыка бесконечности, создатель неба и земли, он предшествовал миру и создал себя сам.

Какой бы он ни принимал облик и каким именем ни назывался, РА

(В иной транскрипции – Ре) является одним из главных богов египетского пантеона. Он родился по собственной воле из первичного океана, взошел на первичный холм в Гелиополе и осветил камень бенбен, ставший прообразом будущих обелисков. Ра ассоциируется с созиданием, идет ли речь о сотворении мира либо о ежегодном весеннем возрождении природы. Его почитают как творца и покровителя. Он – владыка сезонов, а также судья божественного и земного мира.

Ра – многоликий бог. Его изображения различны в зависимости от города, эпохи и даже от времени суток!

Днем Ра изображается в виде человека, увенчанного солнечным диском. Он может также принимать облик льва, шакала или сокола. Когда Ра воплощает восходящее солнце, он становится ребенком или белым теленком, чья шкура украшена черными пятнами.

Ночью Ра принимает облик овна или человека с головой барана. Он также может изображаться котом, убивающим змею. Каждому изображению Ра на протяжении дня соответствуют различные имена: Хепри – восходящее солнце, Ра – полуденное солнце, Атум – предзакатное солнце.

Ра принимает множество разных обличий подобно солнцу. Ведь солнце в течении одного дня непрерывно движется по небосводу и преображается, значит, и богу, воплощающему светило, это должно быть свойственно.

Как и солнце, проливающее свои благодатные лучи на землю, Ра позволяет миру существовать и развиваться. Без Ра, как и без солнца, нет жизни: он считается отцом всех богов и творцом всех людей.

Ра положил начало всему Мирозданию. Он породил Шу (Воздух) и Тефнут (Богиню влаги). От них произошла новая пара: Геб (Земля) и Нут (Небо). От этой пары родились еще четверо богов, вошедших в историю: Осирис и Исида (благое начало), Сет и Нефтида (злое начало). Вместе боги образуют так называемую эннеаду, «девятку».

Каждое утро Ра поднимается на Востоке, сопровождаемый звуками пения и танцами. Он открывает свое сияющее око, и садиться в Дневную Ладью Манджет, которая будет плыть по небу до самого вечера. И вот Ра прибывает на Запад. Он пересаживается в Ночную Ладью (Месектет), которая провезет его через нижний мир: полное опасностей царство ночи, где обитает смерть. Ра принимает облик овна или человека с головой овна. Во время этого ночного плавания Ра оживляет Осириса. Благодаря погребальным ритуалам, во время которых тело бальзамировалось, каждый умерший становится потенциальным «Осирисом». И каждый египтянин мечтает об этом: быть воскрешенным для новой жизни благим богом Ра, как это произошло с богом Осирисом.

Нут носила в своем чреве пятерых младенцев, когда Шу разлучил ее с Гебом. Ра, разъяренный препятствием на его пути по небосклону, жестоко отомстил супругам. Он сказал, что дети не смогут родиться ни в один из двенадцати месяцев года. Нут была обречена на верную смерть. Но, к счастью, в дело вмешался Тот, бог мудрости и науки. Он сыграл с Луной в кости и выиграл пять дополнительных дней. Он добавил их к календарю, и Нут разрешилась о беременности. Так разум восторжествовал над отмщением, а любовь – над гневом. С той поры лунный календарь (бога Тота) сосуществует с солнечным (бога Ра). Ра был очень недоволен, что ему не удалось взять верх, но был вынужден смириться. Прошло долгое время. Стареющий Ра столкнулся с неповиновением людей. Поговорив с семьей, он обратил своё око на людей. Это божественное око превратилось в львицу, которая истребила мятежников, скрывшихся в пустыне. Львица ассоциируется с богиней Хатор. Она была ненасытна. Чтобы остановить бойню, Ра разлил вокруг львицы пьянящий напиток, который заставил ее забыть о преследовании.

Культ бога Ра очень рано распространился по всему Египту. Для Ра строили святилища, у него были свои жрецы и обширные земли, чтобы его «насытить»

Но Ра столкнулся с противниками его культуры, которые заставляли народ принять других богов. Возросло значение бога Амона. Так, при фараонах Рамсесах земли святилища Ра составляли лишь шестую часть земель Амона. Но культ Ра не исчез, хотя и стал менее явно выраженным. В период правления Аменхотепа 4 (Эхнатона) солнце Ра вновь появилось на сцене. Изменилось лишь имя и обличье бога. Он стал Атоном и сохранил только воплощение в виде солнечного диска. Аменхотеп 4 даже взял имя Эхнатон («угодный Атону»). Но возвращение к культу Ра продлилось не долго. Преемник Эхнатона, Тутанхатон вернул себе имя Амона и стал Тутанхамоном, сделав официальным культом культ Амона. Но Ра, даже отойдя на задний план, оставался почитаемым богом и продолжал сиять на небосводе Египта.

Ра охраняет фараона в загробной жизни. Но Осирис и его культ вторглись на место Ра. Осирис правит в мире мертвых, но он должен разделять эту власть с Ра, потому что оба бога – два лики одной великой «божественной души».

Абу – Гураб, к югу от Каира, был одним из крупнейших мест культа Ра. Дошедшие до наших дней руины не позволяют представить размеры пяти храмовых комплексов, которые фараоны 5 династии возвели в честь бога Солнца. Крупнейшие из них были построены по велению Ниусерры. Первый храм солнца, посвященный Ра, находится в Абусире. Он был возведен при фараоне Усеркафе, основателе 5 династии (приблизительно 2500 год до н.э.). Гелиополь – древнегреческое название столицы культа Ра. В эпоху царствования фараонов этот город носил имя Иуну. В Иуну насчитывалось не меньше десяти святилищ и множество обелисков, посвященных Ра. Богу Ра воздавались почести и в других святилищах, например в Хмуне, Нехене, Дендере, Эдфу и Карнаке.

А фараон Хефрен закрепил традицию, согласно которой все фараоны считались сыновьями Солнца, то есть бог.

Жизненный путь Ра начинается, когда он утром восходит над горизонтом. Это Хепри – Ра, «становящийся», или «тот, кто возник из самого себя». С него всё начинается и возрождается. Поднимаясь к зениту, он становится Ра – Хорахти. Хотя он и напоминает Гора (с головой сокола), это, тем не менее, одна из форм Ра. Он – властелин неба, которое пересекает. Достигнув вечера, стареющий Атум – Ра принимает иногда облик человека с головой овна. Он держит скипетр уас и крест анкх . Он может быть изображен и в виде кота.

Заключение

С самых ранних времён человечество отмечало важную роль Солнца - яркого диска на небе, несущего свет и тепло.

Своей жизнетворной силой Солнце всегда вызывало у людей чувства поклонения и страха. Народы, тесно связанные с природой, ждали от него милостивых даров – урожая и изобилия, хорошей погоды и свежего дождя или же кары – ненастья, бурь, града.

Во многих доисторических и античных культурах Солнце почиталось как божество. Культ Солнца занимал важное место в религиях цивилизаций египтян, инков, ацтеков.

Наши предки не знали, что Солнце - единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль. И первичные знания о небесном светили носили фантастический и сказочный характер.

От солнца зависит наше настроение, желания, эмоции. Солнце дает возможность выращивать фрукты и овощи, ведь большинство живых организмов на Земле существуют благодаря солнцу. Именно это знали о солнце древние люди и поэтому почитали его и верили в его силу.

Список литературы:

В. Калашников. Боги древних славян. Москва,2009г.

Журнал «Тайны Богов Египта», 2012 г., выпуск № 2.

Интернет – ресурсы:

А. Хвощова. Солнечные Боги. 2010г.

  1. Актуальность темы.
  2. Апполон – древнегреческий бог Солнца.
  3. Митра – древнеперсидская и древнеиндийская бог Солнца.
  4. Тонатиу – бог Солнца у ацтеков.

    Гипотеза: Возможно, ли опираясь на мифы и легенды описать мировоззрение древнего человека, место небесного светила в представлениях древних людей? Именно это я постараюсь объяснить в своей работе. Цель моей работы: показать роль солнца в древних религиях, выяснить насколько правдоподобны были эти мифы.

    Аполлон – древнегреческий Бог Солнца Мифологическая традиция приписывает Аполлону качества божественного целителя, охранителя стад, основателя и строителя городов, провидца будущего.

    Митра – древнеперсидский и древнеиндийский бог солнца Митра, в древнеперсидской и древнеиндийской мифологии бог договоров и дружбы, защитник истины. Митра являл собою свет: он мчался на запряжённой четвёркой белых лошадей золотой колеснице-солнце по небу.

    Тонатиу – бог Солнца у ацтеков Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть. Поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами принесённых в жертву животных и воинов, павших в боях.

    Молох – библейский бог Солнца Молох – языческий бог природы, в частности – теплоты и жизненного огня, проявляющегося в Солнце. Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь Молоха именно через всесожжение, причём ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое. Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий.

    Ярило – славянский Бог Солнца Совсем иным было ярое солнце после зимней смерти природы. В апреле начинались весенние праздники возрождения жизни. В селениях славян появлялся молодой рыжеволосый всадник на белом коне. На нем была белая мантия, на голове венок из весенних цветов, в руке он держал ржаные колосья, босыми ногами понукал своего коня. Это – Ярило. Его имя, образованное от слова «яр», имеет несколько значений: 1)пронзительный весенний свет и тепло; 2)юная, стремительная и неуправляемая сила; 3)страсть и плодородие. Яр – это стремительно несущийся во время весеннего половодья поток воды.

    Амон-Ра – древнеегипетский Бог Солнца Какой бы он ни принимал облик и каким именем ни назывался, РА является одним из главных богов египетского пантеона. Он родился по собственной воле из первичного океана, взошел на первичный холм в Гелиополе и осветил камень бенбен, ставший прообразом будущих обелисков. Ра ассоциируется с созиданием, идет ли речь о сотворении мира либо о ежегодном весеннем возрождении природы. Его почитают как творца и покровителя. Он – владыка сезонов, а также судья божественного и земного мира.

    Заключение С самых ранних времён человечество отмечало важную роль Солнца - яркого диска на небе, несущего свет и тепло. Своей жизнетворной силой Солнце всегда вызывало у людей чувства поклонения и страха. Народы, тесно связанные с природой, ждали от него милостивых даров – урожая и изобилия, хорошей погоды и свежего дождя или же кары – ненастья, бурь, града. Во многих доисторических и античных культурах Солнце почиталось как божество. Культ Солнца занимал важное место в религиях цивилизаций египтян, инков, ацтеков.

Хоть и утопали во мраке язычества и поклонялись не единому Богу, а целому пантеону богов, представляющих собой силы природы, были между тем людьми неглупыми и весьма наблюдательными. Они заметили, например, что каждому времени года соответствует своя, определённая фаза небесного светила. Вот только вывод сделали несколько поспешный ― если характер солнца меняется четырежды в год, значит, и богов, им повелевающих, должно быть четверо.

Четырёхликий бог солнца у славян

Логика их рассуждений была проста и по-житейски понятна. Не мог же в самом деле один и тот же бог устраивать летом жару, от которой выгорала земля, а зимой позволять морозам сковать природу льдом. Вот и возложили ответственность за всё происходящее в годичном цикле на четырёх богов ― Хорса, Ярилу, Даждьбога и Сварога. Таким образом, бог солнца в славянской мифологии получился четырёхликим.

Бог зимнего солнца

Новый год у наших предков наступал в день зимнего солнцестояния, то есть в конце декабря. С этого дня и до весеннего солнцестояния в свои права вступал Хорс. Этот бог солнца у славян имел вид некоего мужа средних лет, облачённого в плащ лазурного цвета, под которым виднелась рубаха, сшитая из грубого полотна, и такие же порты. На его румяном от мороза лице всегда лежала печать грусти от сознания своего бессилия перед ночными холодами.

Однако он был вполне способен усмирить метели и вьюги. При появлении его на небосклоне они почтительно затихали. Хорс любил в свою честь шумные празднества, сопровождавшиеся хороводами, пением и даже купанием в прорубях. Но была у этого божества и тёмная сторона ― одно из его воплощений отвечало за лютые зимние морозы. У славян днём Хорса считалось воскресенье, а металлом ― серебро.

Весенний и легкомысленный бог

С наступлением весны Хорс удалялся на покой, а его место занимал Ярило ― следующий по очереди бог солнца у славян. Он царствовал вплоть до летнего солнцестояния. В отличие от скромного на вид Хорса, Ярило представлялся в виде молодого голубоглазого красавца с золотистыми волосами. Живописно украшенный алым плащом, он восседал на огненном коне, отгоняя запоздалые холода пылающими стрелами.

Правда, ещё в те времена злые языки приписывали ему определённое сходство с любвиобильным греческим богом Эросом и даже с Вакхом ― богом вина и шумных веселий. Возможно, что и была в том доля истины, ведь под лучами весеннего солнца кружил хмель сладострастия буйные головы наших предков. За это и называли его славяне богом молодости и (понизив голос) любовных утех.

Летний повелитель солнца

Но проходили весенние дни, и в свои права вступал следующий бог солнца. У восточных славян он изображался самым величественным и полным достоинства повелителем дневного светила. Имя его было Даждьбог. Он вершил свой путь по небу, стоя в колеснице, запряжённой четвёркой златогривых крылатых коней. Сияние от его щита было тем самым солнечным светом, который озарял землю в погожие летние дни.

Почитание Даждьбога у наших предков было столь широким, что следы его капищ были обнаружены учёными при раскопках большинства древнерусских городищ. Характерной особенностью его культа является наличие рун ― образцов древней сакральной письменности, предназначенных для защиты их владельца от злых сил и помощи во всех начинаниях. Необычен и знак Даждьбога ― солярный квадрат. Это равносторонний четырёхугольник, в который вписан крест с загнутыми под прямым углом краями.

Осенний бог

И наконец, последний бог солнца в легендах славян - это Сварог. Вся осень с её ненастными днями и первыми ночными заморозками была периодом его царствования. Согласно легендам, Сварог принёс людям много полезных и нужных знаний. Он научил их добывать огонь, ковать металл и обрабатывать землю. Даже привычный в крестьянском хозяйстве плуг является подарком Сварога. Хозяек же он научил делать из молока сыр и творог.

Сварог ― самый старый бог солнца у древних славян. Он нарожал сыновей, которые пополнили собой пантеон языческих богов и вообще успел очень многое за свою жизнь. Но старость берёт своё, и поэтому его осеннее солнце холодное и тёмное. Как все старики, Сварог любит погреться. Его капищем (местом поклонения) может служить любая кузница или просто печь ― было бы лишь тепло старым костям. Это имеет подтверждение и в находках археологов. Его изображения встречались, как правило, в местах, где прежде разводился огонь.

Древнеславянский бог Ра

В заключение следует упомянуть, что известен и ещё один бог солнца у славян. О нём сохранились лишь отголоски древних легенд. Согласно этим сказаниям, он носил то же самое имя, что и его египетский аналог Ра, и являлся отцом двух языческих богов ― Велеса и Хорса. Последний, как мы знаем, пошёл по стопам отца и со временем занял его место, правда, ограничившись лишь царствованием в зимний период. Сам же бог Ра не умер, а, согласно легенде, достигнув старости, превратился в большую и полноводную реку, именуемую Волгой.

В Древнем Египте бог солнца Ра был верховным божеством. Самые почитаемые боги Египта - это его дети, внуки и правнуки. Земные правители-фараоны также считались его потомками.

По легенде, Ра сначала царил на земле, и то был «Золотой век». Но потом люди вышли из повиновения, из-за чего бог Солнца ушел на небо. На людское племя нашли неведомые прежде страдания.

Однако Ра не позволил всем людям погибнуть и продолжил оказывать им благодеяния. Каждое утро он отправляется на своей лодке в путешествие по небу, одаряя землю светом. Ночью путь его лежит через загробный мир, в котором бога поджидает его злейший враг - громадный змей Апоп. Чудовище желает поглотить солнце, чтобы мир остался без света, но всякий раз Ра его побеждает.

В искусстве Ра изображался в виде высокого стройного мужчины с головой сокола. На голове у него солнечный диск и изображение змеи.

На протяжении истории Египта Ра был не единственным «солнечным» божеством. Также существовали культы богов:

  • Атум - архаичный бог, которого широко почитали до утверждения культа Ра. Затем стал отождествляться с последним.
  • Амон - первоначально бог ночного небесного пространства. Центр поклонения ему находился в городе Фивы, и после возвышения этого города в эпоху Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) изменилась и роль Амона. Он стал почитаться как бог солнца Амон-Ра.
  • Атон - бог-солнце, монотеистический культ которого пытался утвердить фараон Эхнатон (XIV в до н.э.)

Месопотамия

В Древней Месопотамии богом солнца считался Шамаш (аккадский вариант), или Уту (так его назвал народ шумеров). Не он был главным божеством шумеро-аккадского пантеона. Считался сыном или даже слугой бога луны Нанны (Сина).

Тем не менее, Шамаш высоко почитался, ведь именно он дает людям свет и плодородие - земле. Со временем его значение в местной религии возросло: Шамаш стал рассматриваться еще и как справедливый бог-судья, устанавливающий и охраняющий законность.

Древняя Греция и Рим

Богом солнца в Древней Греции был Гелиос. Играл подчиненное положение по отношению к главному божеству греческого пантеона - Зевсу. В Древнем Риме Гелиосу соответствовал бог Сол.

По легенде, Гелиос живет на востоке в великолепных чертогах. Каждое утро богиня зари Эос распахивает ворота, и Гелиос выезжает на своей колеснице, в которую впряжены четыре коня. Пройдя через весь небосклон, он скрывается на западе, пересаживается в золотую лодку и по Океану переплывает обратно на восток.

В своем путешествии над землей Гелиос видит все дела и поступки людей и даже бессмертных богов. Так, именно он рассказал Гефесту об измене его жены Афродиты.

Богатая греческая мифология содержит немало историй, связанных с Гелиосом. Пожалуй, самый известный - о его сыне Фаэтоне. Юноша упросил отца разрешить ему один раз проехать по небу. Но в пути Фаэтон не справился с конями: они понеслись слишком близко к земле, и та загорелась. За это Зевс сразил Фаэтона своей молнией.

Кроме Гелиоса, в Древней Греции олицетворением солнца также выступал бог света Аполлон (Феб). В эллинистический период с Гелиосом и Фебом стал отождествляться и древний индоиранский бог света Митра.

Индия

В индуизме богом солнца выступает Сурья. Он несет множество функций, в том числе:

  • разгоняет тьму и освещает мир;
  • поддерживает небо;
  • выступает «оком богов»;
  • исцеляет больных.;
  • борется с Раху - демоном солнечных и лунных затмений.

Как и Гелиос, Сурья разъезжает по небосклону на колеснице. Но коней у него целых семь. Кроме того, у него есть возница - Аруна, который также считается божеством зари. Женой Сурьи называют богиню Ушас.

Как это свойственно для многих древних культов, Сурья ассоциировался и с другими солярными божествами. Так, на древнейшем этапе развития индуизма солнечным божеством считался Вивасват. Потом его образ слился с Сурьей. В более поздние века Сурья отождествлялся с Митрой и Вишну.

Древние славяне

О верованиях и мифах славян сохранилось немного источников, очень мало и древних изображений славянских богов. Поэтому славянскую мифологию ученым приходится собирать по крупицам. А в популярной литературе пробелы в подлинных знаниях часто заполняются домыслами.

Известны имена многих божеств, в которых верили славяне до принятия христианства. Но функции многих из них не совсем ясны. В качестве олицетворения солнца у восточных славян называются:

  • Даждьбог;
  • Хорс;
  • Ярило.

По русским летописям, в X в. князь Владимир Святославович (будущий Святой) повелел установить для поклонения идолы Даждьбога, Хорса и других божеств. Но для чего два бога солнца в одном пантеоне?

Некоторые исследователи считают, что «Даждьбог» и «Хорс» - два имени одного божества. Другие полагают, что это два разных бога, но связанные между с собой. Также возможно, что Хорс - олицетворение собственно солнца, а Даждьбог - света. В любом случае, здесь остается огромное поле для исследований.

В наше время нередко пишут, что славянским богом солнца был Ярило (или Ярила). Создаются и изображения - солнцеголовый мужчина или юноша с прекрасным сияющим лицом. Но, на самом деле, Ярило связан с плодородием и в меньшей степени с солнцем.

Германские племена

В германо-скандинавской мифологии солнце олицетворяло женское божество - Соль (или Сунна). Ее братом является Мани - божественное воплощение Луны. Соль, как и Гелиос, ездит по небу и освещает землю. Кроме того, с солнечным светом связан и бог плодородия Фрейр.

Цивилизации Америки

Американские индейцы также исповедовали политеистические религии. Естественно, что среди многочисленных высших существ бог солнца был в числе главных.

  • Тонатиу - бог солнца у ацтеков, один из центральных божеств пантеона. Его имя переводится как «Солнышко». Культ Тонатиу был чрезвычайно кровавым. Ацтеки верили, что бог солнца каждый день должен получать жертвы, а без этого он умрет и не будет освещать землю. Также, как считалось, его питала кровь погибших в битве воинов.
  • Кинич-Ахау - бог солнца у майя. Как и в случае с Тонатиу, ему требовались жертвы.
  • Инти - бог солнца у инков, прародитель жизни. Был очень важным, хотя и не главным божеством в пантеоне. Считалось, что верховные правители страны ведут свое происхождение от Инти. Изображения этого божества в виде солнечного лика помещены на современные флаги Уругвая и Аргентины.

До наших дней сохранилось несколько летописных и народных преданий о том, что солнце было почитаемо славянами.

Солнце - источник жизни на земле. В славянской мифологии оно вместе с месяцем и отдельными планетами персонифицируется, наделяется эпитетами «красное», «ясное», «жаркое» и т. п. Каждые сутки солнце окунается в море или уходит за край земли (под землю), чтобы немного остыть и затем появиться вновь. В определенные дни оно «брачуется» с землей («играет»); его годовому циклу подчинен год славянского земледельца.


В летописях встречаются выражения, косвенно указывающие на старинные верования наших предков в участие солнца в делах человеческих: «сего не потерпя солнце лучи скры» - «погибе солнце и бысть яко месяц, его же глаголют невегласи: снедаем солнце».

Солнце было почитаемо с одной стороны, как небесное светило, находящееся в середине света, всё освещающее, и как Бог, как Царь-Солнце. Царство его славяне представляли где-то за морем, в стране вечного лета и вечной жизни, откуда семена жизни залетают и к нам, а чертоги (хоромы, дворец, палата) его находились на высоких, священных горах. Существует предание: когда Солнце готово выйти из своих чертогов, чтобы совершить дневную прогулку по белу свету, вся нечистая сила собирается и выжидает его появления, надеясь захватить божество небесного огня и умертвить его. Но при одном приближении Солнца нечисть разбегается, чувствуя свое бессилие.

Бог солнца у славян имеет 4 лица или ипостаси соответствующих временам года. Каждый сезон солнце олицетворяет отдельный бог.

Каждый имеет свой характер и конкретный образ:

  • зима - Хорс;
  • весна - Ярило;
  • лето - Даждьбог;
  • осень – Сварог.

Древние славяне с уважением относились к заповедям каждого бога солнца и в честь каждого из них был свой день чествования (празднования).



Представление древних славян о Солнце и Земле связаны и неразрывны. Солнце было почитаемо как святой Владыка неба, земли и людей. Верили, что от него зависят звёзды и ветры, урожай и погода; верили, что людям добрым солнце помогает, оступившихся наказывает. Солнце также считали защитником сирот и покровителем семейного покоя и счастья, поэтому каждая семья должна была иметь его образ. И самое интересное, что к Солнцу, как владыке всего, обращались с молитвой не только в беде или болезни, но и постоянно, каждый день.

Самый популярный славянский символ Солнца – это Коловрат. Славяне верили, что этот оберег помогает им, дарит силу и энергию самого Солнца, здоровье тела и крепость духа, защиту от всего плохого, удачу в добрых делах и начинаниях, а также плодородие земель и богатый урожай.

Так как славяне замечали зависимость фазы небесного светила от смены времени года, то за каждый сезон нес ответственность определенный Бог, в общем, их было четыре:

  • Хорс – его время было с зимнего солнцестояния и до весеннего.
  • Ярило – отвечал он за период, начиная с весеннего солнцестояния и до летнего.
  • Даждьбог – входил он во власть, начиная с летнего и до осеннего солнцестояния.
  • Сварог – почитали его, начиная с осеннего солнцестояния и до зимнего. Сварог – Бог огня и неба.

Хотя по некоторым исследованиям, славянский бог солнца - это сын Сварога. Считается, что верховное божество Сварог порождало двоих сыновей: Солнце и Огонь.

В любой древней религии солнце занимало важной место в жизни человека. Оно символизирует будущее и настоящее, с ним связана жизнь и тепло, оно неиссякаемый источник силы и добра.



Благодаря наблюдению за солнцем люди научились предсказывать будущее, составили календарь, научились прогнозировать погоду и разгул стихий.

Обереги с символами солнца наделены колоссальной защитной энергией и доступны в ношении каждому.

Изображение солнца присутствует в наскальной живописи, нанесено на орудия труда, оружие, одежду, украшения. Изображения имеют разнообразие в начертании, однако сакральный смысл всегда един.

Символ солнца олицетворяет естественность и непрерывность течения времени во всех культурах мира. Помимо общего смысла каждая культура имеет свое сакральное значение солярных знаков.

Ра — бог Солнца, рожденный Хаосом, был властелином всей Вселенной. После того как он победил силы Мрака, он породил сына Шу и дочь Сохнет, которые создали Гебу (Землю) и Нут (Небо). А те в свою очередь дали жизнь Осирису и всем остальным богам.{jcomments on}

Ра сотворил мир и стал его полновластным господином и властелином. Сила его происходила от одного таинственного магического слова, которое никто не должен был знать. Если бы кто-нибудь узнал это магическое слово, Ра немедленно потерял бы свою силу и власть.

Бог Солнца в египетской мифологии


Исида — правнучка Ра, владевшая тайнами всех магий, решила завладеть и силой, и властью бога Солнца Ра. Она подослала к нему ядовитую змею, которая ужалила старого Ра, и он начал корчиться от боли. Только Исида могла избавить его от невыносимых страданий. Долго Ра умолял свою правнучку помочь ему, но она отказывала, настаивая на том, чтобы он сказал ей это таинственное слово. Долго мучился Ра, и когда уже не смог больше терпеть мучения, он был вынужден открыть свою тайну: это было слово Ра — его собственное имя. Боль сразу прошла, но в тот же миг Ра потерял свою силу и власть над миром. Люди уже не почитали его как бога. Опустели храмы, никто не приносил больше ему жертвоприношений. Рассердился тогда Ра и решил уничтожить весь род человеческий.

Ра послал на Землю свою ужасную дочь Сохмет. У нее была голова львицы, и Сохмет уничтожала все на Земле, как огненная стихия. Наступил повсюду мор, слышались на Земле только плач и стенания. Вспомнили тогда люди о боге Ра и стали посылать ему свои горячие молитвы, чтобы он избавил их от неминуемой гибели.
Сжалился Ра над людьми, укротил он страшную Сохмет, но не хотел уже больше оставаться среди людей и отправился на Небо. Там на своей ладье он плавал по Небесному Нилу и освещал своим светом всю Вселенную.

Сохмет

Каждый день, когда Ра заканчивал свой дневной путь, он спускался на Землю на Западных горах, там, где был вход в подземное царство. Там он пересаживался с дневной ладьи на ночную и на ней плавал по Подземному Нилу. Но в полночь на него набрасывался его вековечный враг — чудовищный змей Апоп. Чтобы уничтожить бога Солнца, Апоп выпивал воды Подземного Нила. Но Ра снова побеждал его и заставлял выпускать проглоченную воду. Снова начинал течь Подземный Нил, и по нему Ра продолжал свое плавание до Восточных гор. Как только он доплывал до них, он перебирался на свою дневную ладью. Плавая по Небесному Нилу, Ра посылал свой свет на Землю. Люди радовались и каждое утро встречали появление Ра на востоке молитвами. Они пели гимны, в которых прославляли его милости и благодеяния человеческому роду на всей Земле.


Обожествление Солнца — явление, распространённое во многих частях света, но инки превзошли в этом все племена и народы, назвав себя «сыновьями Солнца. С именем Солнца в империи инков связаны и две наиболее известные легенды о сотворении государства детей солнца.


Когда-то из озера Титикака вышли супруги (они же - брат и сестра) Манко Капак и Мама Окльо. От своего отца Солнца они получили волшебный золотой жезл. Этот жезл должен был указать им, где следует основать город, которому впоследствии суждено превратиться в столицу великой державы. Долгими и трудными были их поиски. Жезл не реагировал ни на горы, ни на долины, но в один прекрасный день близ холма Уананкауре он вдруг ушёл в землю. Так возникла столица империи инков - город Куско (что означает «пуп» или «сердце»), а Манко Капак воздвиг дворец Кельккампата, руины которого можно увидеть и сегодня.


Другая легенда рассказывает о том, как из пещеры, имевшей четыре окна, вышли четыре пары мужчин и женщин. Мужчины были братьями Айар. Все они решили идти за Солнцем. Трудности неведомого пути не пугали их, так же как и сражения с воинственными племенами, встреченными по дороге. Однако после очередной битвы уцелели лишь Айар Манко и его жена Мама Окльо; остальные или погибли, или превратились в камни. Эта единственная пара дошла до Куско и там основала империю.


На территории огромной империи инков Солнце было известно под различными именами, самое распространенное и популярное из них - Инпги. В некоторых районах империи инков боги Виракоча и Инти воспринимались как одно и то же божество.


Инки были твёрдо уверены в бессмертии души. Они полагали, что любой аристократ, даже совершивший много грешных поступков, в любом случае окажется после смерти в обители Солнца, где царит тепло и изобилие. В обитель солнца могли попасть и рядовые, но добродетельные люди, а грешники-простолюдины попадали в своего рода преисподнюю око-пака, где их ожидал бесконечный холод и голод.


По материалам: легенды цивилизации майя.

В японской мифологии

В шумерской мифологии

Даждьбог в славянской мифологии. Бог Солнце.

Обожествление солнца


Солнце почиталось восточными славянами издавна. Недаром арабский писатель X века Аль-Масуди называет славяноязычников солнцепоклонниками.


В апокрифе XII века «Хождение Богородицы по мукам» среди других славянских богов упоминается и бог Солнце. К солнцу как к божеству обращается в плачемолении Ярославна. Вот как об этом пишет автор «Слова о полку Игореве»:


Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая: «Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно. Зачем, господин, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего милого? В поле безводном жаждою им луки согнуло, горем им колчаны заткнуло?..»


Да и главные герои «Слова о полку Игореве» Олег и Игорь считали себя внуками бога Солнца.


Бесспорно, древний славянин видел в солнце могущественного подателя тепла и света, представляя его раскаленным небесным огнем, колесом, от которого всецело зависели его жизнь и благополучие. Смены времен года вызывали представления об умирающем и оживающем боге. О солнце говорили как о живом существе: оно пробуждается ото сна, садится, прячется за тучи.


Солнцем клялись при заключении мирных договоров: клятвы и заклинания провозглашались в сторону восхода божественного светила. Часто жрецы, волхвы и другие служители верховного божества на земле выступали от его имени. Красному солнцу, оживляющему всю природу, посвящались и особые праздники – Ивана Купала, Коляды, проводов. Они сопровождались обрядовыми играми, танцами и песнями, в которых люди прославляли солнце, просили у него дождя и урожая. Однако солнце бывало не только добрым. Как живое существо, оно гневалось на людей, иногда приносило и несчастья. В «Слове о полку Игореве» солнце своими горячими лучами губит воинов князя Игоря.


Как видим, более всего почитали славяне светлое-тресветлое солнце. Поэтому и неудивительно, что красному солнцу поклонялись Кий, Щек и Хорив, их воины и рядовые киевляне. Со временем они могли называть солнце Трояном. Недаром имя этого божества четыре раза упоминается в «Слове о полку Игореве» при указании «веков Трояна», «земли Трояна», «тропы Трояна» и «седьмого века Трояна».


Первоначальное значение Трояна заключается в триедином божестве, признававшемся многими религиями древних народов во все периоды человеческой цивилизации. В Древней Руси слово Троян толковали как три солнца в одном, то есть три Яна.


Другие восточнославянские племена, соседи полян, могли называть солнечное божество по-своему. Поэтому в древних памятниках встречаем такие имена солнца у восточных славян, как Даждьбог, Ярило, Купало, Коляда, Троян.

КОГДА СОЛНЦЕ БЫЛО БОГОМ

Славянский бог Семаргл, олицетворяющий Солнце

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ

После того как Уран (Небо) стал господином всего света, он женился на благодатной Гее (Земле). И родилось у них шесть сыновей и шесть дочерей — могучих и страшных титанов и титанид.

Титан Гиперион и старшая дочь Урана Тейя имели троих детей — Гелиоса (Солнце), Селену (Луну) и Эос (Зарю).

Далеко на восточном краю Земли находился золотой чертог Гелиоса — бога Солнца. Каждое утро, когда начинал розоветь восток, розовоперстая Эос открывала золотые ворота, и из ворот выезжал Гелиос на своей золотой колеснице, которую влекли четыре белых, как снег, крылатых коня. Стоя в колеснице, Гелиос крепко держал поводья своих буйных коней. Весь он сиял ослепительным светом, испускаемым его золотой длинной одеждой и лучезарным венцом на голове. Его лучи озаряли сначала самые высокие горные вершины, и они начинали пылать, словно были охвачены буйными языками огня.


Все выше и выше поднималась колесница, и лучи Гелиоса лились на Землю, давая ей свет, тепло и жизнь.

После того как Гелиос достигал небесных высот, он начинал медленно спускаться на своей колеснице к западному краю Земли. Там, на священных водах Океана, его ждала золотая ладья. Крылатые кони вносили колесницу с седоком прямо в ладью, и Гелиос несся на ней по подземной реке на восток в свои золотые чертоги. Там Гелиос отдыхал ночью. С наступлением дня он снова выезжал на своей золотой колеснице на небесные просторы, чтобы дарить свет и радость Земле.